Provando e riprovando
I
«Один хочет быть хэппи, другой — феличе.
А ты, Беатриче? —
пристаёт Алигьери. —
О какой карьере
мечтаешь? Какой прожарки
просишь канцонье мясо? Кого в товарки
ждёшь? Мужа
с каким темпераментом? Ну же,
Беатриче,
отвечай. Отвечай, ну же». — «Ни-че-
во-то я не хочу, кроме
нового имени. Скарлетт или Наоми».
II
и тётя и дядя
по ноздри и уши
по чёлку и пряди
в какой-нибудь чуши
внутри неотложки
невенецианской
плывут по дорожке
в родном мухосранске
и хоть невозможно
но в вони и тине
вдруг видят таможня
карпаччо беллини
III
Резонанс
если оклювится, если опе́рится
с весточкой в клюве
сядет на близкорастущее деревце
птичка витрувий
тонкорастущая веточка-жёрдочка
вверх — против смерти —
смотрит на птичку присевший на корточки
мальчик альберти
что-то такое флоренциевидное,
клюнув в сердечко
пришлого федю, растопит невидную
русскую печку
выплюнет птичка гранёное зёрнышко
феденька-мистик
смотрит-любуется: к пёрышку пёрышко
к листику листик
IV
Дух дышит в воздухе и глине.
Но гонор чистой красоты
наличных не приемлет линий.
Так Марадона и Феллини
выходят на тропу тщеты.
Так докеры и корабелы —
плывут. В девятибалльный клёв
и сеть, и удочка умелы.
И брызги — словно децибелы
из поединка соловьёв.
Так — не всерьёз, а понарошку —
или, скорей, наоборот
летит искусства неотложка.
А чья неведома дорожка —
отходит к линии ворот.
Так перед царством эндорфина —
у входа в элевсинский чат —
славяне замерли и финны.
Жаль, руку Бога от ля финэ
ни те, ни те не отличат.
V
Вселенские сиенские дела
за мягкость восклицательного знака
он, человек эпохи тетрапака,
любил. И смысл — в чём мама родила -
ходил за ним. Белело перед ним
ожившей четвертушкой кватроченто.
Он опрокидывал её и чем-то
закусывал. Чем? Счастьем. Им одним.
VI
С ладоней скармливает весть
безвестным птахам
средневековый дядя с прибабахом.
В абсурдной сцене что-то есть,
что видят не пернатые, а мы.
Мы видим, как, чирикая, докладчик
вживляет чип какой-то или датчик
в их перелётные умы.
Живучее, как птичий грипп,
к утру проклюнется, оперится ab ovo
сердцестремительное слово…
Так был ли чип?
VII
Я видел мутный долгий сон.
В нём действовал Умберто Эко.
«Ты — заменитель человека», —
мне говорил брезгливо он.
VIII
Феррагосто
Вертикальный дортуар:
спят дубы, каштаны, буки.
Я брожу, как аватар
классной дамы. По науке
астрономьей звёзды — ах! —
на своих горят местах…
И одна вдруг высоту
покидает пируэтом.
Я смотрю на красоту,
что-то чувствуя при этом.
Вероятно, что грущу:
место я своё ищу.
IX
Там, в Апеннинах, падает снежок.
В долине — холод, дождь. В треклятом мае,
борясь с тревогой методом изжог,
пьёт задарма и
хандрит тридцати-с-чем-то-летний шкет
и не соображает, пригорюнясь,
что хмурь-хлябь-хворь — всё обратится в гумус,
а гумус — в свет.
Свет же — верховный ухогорлонос
здесь пробасит — не лишь глазам дан. То есть,
все органы чувств… даже так: любой из
них — токсикоз
и воспаленье выдержавших — склеит
отпавший атом с шорохом, лучом,
террасой, где — тепло? — ещё теплее? —
нет, горячо.
X
Autoritratto nei panni di uno della zona1
Si va? Si va!2 — cмешливый монолог
полутуриста-получичероне.
От красоты расплавлены нейроны.
Вдруг — вздрог.
Si è sdraiato? Si3. Ну да, лежит.
Не шелохнётся, как под ним — булыжник.
Смутившись, догоняет русский книжник,
что есть и во Флоренции бомжи.
XI
Круги наре́зал взглядом любопытным.
Прошёл резьбу. Оставил травелог
нам горбоносый флорентийский йог.
Но всё равно остался скрытным.
Как медитировать, ответь же, и о чём,
толмач новья, пускатель резонанса?
Искусство — это что-то вроде шанса
стать тоже толмачом.
Так запиши же нас на семинар
из щебетанья, карканья и свиста.
Игрива практика, теория игриста.
Кипит тосканский самовар.
XII
Стихи, посвящённые в них упомянутым
Муратов — Вайлю
Знай: в том краю есть городки… Они,
подпав под обаянье дырокола,
нашёптывают: эй, не премини
вернуться в бар, где та же кока-кола,
что всюду, но наливки местной школы
её оставят (да и всё) в тени.
Вайль — Муратову
Да-да, я видел эти городки.
И в баре был. И возвращался в кьезу.
Там любознайки (нам сродни) редки,
эндемики — шумливы, чуть нетрезвы.
Их перебранки, не ведя к порезу
ушей, в сердца вживляют поводки.
XIII
Экзистенциализм по-сицилийски
Зло носит треники, добро — трико.
А тапочки откуда? Из «Икеи».
Одной модели. Так вот налегке и
идут куда-то здесь недалеко:
от дозы кофе и газеты к дозе
бассейна. Снова в номер. И никак
не разгадать нам, кто из них добряк,
кто — мафиози.
XIV
Imperia
В человечке дозревает
неизбывное, а он
даже не подозревает.
Буны раскалён тефлон.
В городке с названьем пышным
человечек-интурист
кажется себе нелишним.
Мир игрив. Накат игрист.
Человечек влезет в плавки
и давай туды-сюды
плавать, заживляя вавки
солью неба и воды.
XV
Когда в зубах гармония навязла
и меркнет слух,
что третье выбираемо из двух
и вероятна вылазка из пазла,
тогда вот, преломившийся внутри
(Bologna или, может быть, Firenze),
на то, как красота свои коленца
выкидывает, намертво смотри.
XVI
Как недовайль, как сам-себе-муратов,
под переглядкой фотоаппаратов
вплываешь в кьостро
и понимаешь: пуп земли, он — вот.
Курс красоты — сдан хоть бы и на тройку —
способен в базис обратить надстройку.
За угол острый
затёкший видит: всё — наоборот.
Во что он верит и не верит — как-то
без разницы. Перед фасадом факта —
понт, маре нострум —
жизнь плещется. Сластит протокомпот.
И ты… он… понимаешь… понимает,
что каждый, кто не плавает, — хромает…
Остров? Ну, остров.
Но перешеек вглубь и ввысь растёт.
XVII
24 апреля 2019 года
До нисхожденья по кишке Сан-Луки
(когда касторкой — цигель ай лю-лю)
в город на Бо, который полюблю
ещё за смесь лазаньи и науки,
я спритц купил — и этот обскакал
все питые… Граалистый бокал,
мной в руку взятый, брал меня на руки
и возносил над куполом холма.
И мир мне плёл на семируссо: ма!
как это, ёлы-палы, аз есмь буки?
XVIII
Флоренция
Облицованный временем город, где принцип рустовки
доведён до ума и до глаза. До сердца. Союз
нерушимый высокого с низким. Мальчиш на толстовке
светит ярче пизелло своим, чем в музее. В подгуз-
никах ходит турист: от прекрасного ссытся. Листовки
раздаются, берутся. Ешь-пей-покупай. Местный вуз
выпускает кого-то. Порою идут забастовки
представителей разных профессий, но явно не муз.
XIX
В одной из станц в канцонном захолустье
перед окном, в которое видна
поэзия — она одна,
я куковал и — гладкописец грусти —
смотрел в себя… Не доходя до дна,
я видел устье, впавшее в исток.
И оттого, что я был закольцован,
срастались губы в клейкую канцону —
бесстыжей грусти фиговый листок.
XX
К всечеловеческим…
О. М.
Лежит в термальной ванне
(точней, полулежит)
распаренный Джованни —
немножко небожит,
немножко сисадмин из
Сиены… Мир холмист:
брось париться; не минус
твой, что — не программист.
XXI
Неожиданные последствия летнего отдыха в Римини
Хорошая женщина в мини
выходит из зоны жи-ши
в связи с попаданьем Феллини
в филейные части души.
Противно спортивный мужчина,
осилив культурный объект,
пускает слезу: «Я — вершина
нелепицы. Вздорный дефект».
XXII
Тоскан пейзажский нараспев
членераздельно сообщает
такое, что, едва успев
сглотнуть, смотрелец ощущает
утробный хохотливый спазм
и, содрогаясь с четверть часа,
впадает в полный исихазм,
зря в космос прозорливей НАСА.
XXIII
To Michelangelo
The End. На сцене давятся игрой.
Военный духовой
септет — из ангелов — бушует. Царь в партере
сидит и думает об адюльтере.
Подмостки рушатся. Oh boy!
XXIV
Сценка из римской жизни,
или Стихи, в которых последнее слово остаётся
за остающимся за кадром
Витрувий поучал, что лепота
посредством каннелюр и капителей
мурашки насылать на эпителий
горазда. И, внимая, гопота
брела вдоль общепитов и отелей.
Мурашки становились оголтелей.
Мир восходил к своим finalità.
XXV
Laudatio funebris4, которая оканчивается,
как оканчивается всё вообще, — троеточием
Простец в быту, с подвывертом шутил.
Прилежный муравей, торчал в стрекозах.
Жалел бичей. Плевал на воротил.
От граппы носоглотку воротил,
но с явным удовольствием платил
за винный спирт в благоприятных дозах.
Сермяжных максим — типа «такова
жизнь» — не терпя, так мало знал о жизни,
что мог засунуть в недра рукава
вместо туза — ферзя. Верша слова,
слыл человеком смысла. Голова
всегда кренилась к самоукоризне.
Был склонен к экзальтациям, стыду,
тревоге, вере в лучшее, набегам
в небесный супермаркет по еду.
Не вёл, но и не шёл на поводу.
С кем ни лежит теперь в одном ряду —
он нам любезен: родичам, коллегам…
XXVI
60 мл поэзии, сваренных в привезённой Bialetti
В том краю, где все рты говорят о готовке,
я осваивал новые методы ковки
русских блох в жарком климате. И, шевеля
идиомой чужой — нераскованный фрязин, —
обретал в этой противофразе
право паруса, право руля.
XXVII
Стихи, в которых герой шляется по городу
и ничего не делает
В икре и бедренной кости́
есть отсвет правды. Телепаться,
тащиться, ковылять, брести,
переползать от пьяццы к пьяцце,
сомнений скинув капюшон
под небом, кажущимся домом,
под разговоры о едомом
в любом из Римов хорошо.
И дальше: шлёпать, волочиться,
у ангелов под колпаком
плестись, ворочать языком,
пока кормящая волчица
скулит над городом твоим,
потусторонне намекая:
оно, положим, здесь не Рим,
но — жизнь. Какая-никакая.