ISSN 1818-7447

об авторе

Елена Фанайлова родилась в 1962 г. Окончила Воронежский мединститут и Воронежский университет (по лингвистической специальности), шесть лет работала врачом. С конца 1990-х в Москве, работает журналистом (корреспондент Радио «Свобода» с 1995 г.). Публикации с конца 80-х: «Митин журнал», «Знамя», «Критическая масса», «Новая юность» и др.. Автор книг стихов «Путешествие», «С особым цинизмом», «Трансильвания беспокоит», «Русская версия». Лауреат Премии Андрея Белого (1999), затем — член комитета премии. Первый лауреат премии «Московский счет» (2003). Член редколлегии журнала «TextOnly».

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Елена Фанайлова ; Сергей Михайлов ; Татьяна Нешумова ; Александр Петрушкин ; Георгий Балл ; Павел Лемберский ; Алексей Верницкий ; Борис Лихтенфельд ; Татьяна Щербина ; Мария Игнатьева ; Борис Херсонский ; Виктор Iванiв ; Алла Горбунова ; Кирилл Кобрин, Андрей Лебедев

Елена Фанайлова

Из дневника лета 2006—2007

Письмо Аркадию Драгомощенко

Тема: Александр Кушнер

Мотив: Татьяна Зима

 

Тяжелы мне, Аркадий, стихи современников,

Опечаленно от них отворачиваюсь.

Все о своем, ничего общего или личного,

Двое-трое только работают как кочегары и плотники

Пашут как лошади

Ужасная инерция

Никакого изящества,

Ничего мощного

 

Кто выйдет на улицу

С грудью, как у ребенка?

 

Какое ужасное одиночество.

Какой неприятный характер.

 

Ходит поэт у озера

Смотрит на лилии, лотосы

У него бутылка вина из Австралии

У него блядские возле запястья лилии

 

Помнишь, Аркадий, китайские коробочки, кораблики

В городе, построенном Б-гом над океаном?

Кто эти люди?

Ради чего мы потратили наши кровью автографы?

Так и приходят новые варвары

Которым похуй нездешние иероглифы

 

Монгольская степь, голландская саранча

У них совсем нет мозга, одни щупальца

Не надо с ними заигрывать

 

Когда я о тебе думаю,

Я представляю зимнее утро, белый снег,

Красное вино, прозрачный стакан,

Бледность с похмелья, чужие стансы,

Клавиши компьютера,

Которые могут разбудить спящих в соседней комнате,

Даже если тихо, даже если на цыпочках,

Но они немедленно засыпают

И лишь через пару часов

Принесут кофе

В белой фаянсовой кружке

Маша и Ларс фон Триер

1

 

Русская туса прoёбывает чемпионат

Русская Маша проигрывает Уимблдон

Древесной машине по имени Амели

За которой стоит тысячелетний блицкриг

 

И вся Франция, старшая дочь Церкви

 

Русская Маша нервничает, это очень заметно,

Ори не ори.

Ее сильные подачи разбиваются о механику

Еще более сильной машины, ее инструментария

 

Здесь ничего не выйдет,

Разве что выходы к сетке,

Слабые варианты, подставы,

Жалкое византийство

 

Путин целует младенца в животик, как царь Ирод

Хитрый Кадыров монтирует независимую Чечню

Ксения Собчак фотографируется ню

Ясное дело, они сговорились,

У черта в котле варились

Возьму я их и отменю

 

На заднем плане мертвый Басаев

Выглядит теперь полным идиотом

А на него была некоторая надежда

 

Все приобретает маргинальный характер.

Как мы провинциальны! — как турки,

Которые вешают в Стамбуле не врагов ислама,

А местных телезвезд из сериалов

На билбордах на перекрестках

 

Кто они такие? эти улыбчивые полнолицые люди?

 

Русская Маша может биться об стенку

Вешаться в татарском поселке

Надрывать глотку в хтоническом вое

 

Это ничего не меняет

 

Мы ужасающе провинциальны

 

Нам остается

Смотреть сериалы, умирать красиво,

Но и это никого не цепляет,

Ходить на вечеринки, танцевать

На вечеринки, танцевать,

Наблюдать, как прекрасные девушки в черных платьях —

Катя Метелица, Света Рейтер, Юля Бедерова —

Отлично двигаются под американскую музыку,

Как настоящие волчицы,

Воплощая нечто несбыточное, какой-то скромный огонь —

 

Но мужики поворачиваются к ним жопой

(Возможно, это лучшая часть мужского организма)

И глотают свой алкоголь

 

Русские больше не хотят ебаться

Воспроизводить потомство

 

Путин как боевой робот

Но роботы не ебутся

Роботы не ебутся

 

 

2

 

Ларс фон Триер превращается в женщину

Никто этого не замечает

Все кричат, что он провокатор и не любит Америку

Пропади она пропадом

 

Ларс фон Т. следует за своею Анимой,

Женской душою, как говорят отцы-основатели,

Он испытывает жестокие мучения

Стигматы появляются на его теле,

Как у католических святых и полоумных,

Никто этого не замечает.

Сладострастно пишут о несчастных актрисах.

 

Даже моя подруга, неглупая женщина

С феминистскими замашками,

Утверждает, что он наслаждается

Девичьими увечьями.

Блядь, да он же рыдает, как первоклассница.

У художника смех и слезы так близко.

 

Ларс фон Т. в женском теле идет ебаться с чредою страждущих

Подставляет свою жопу

Как побиваемая камнями блудница

Никто этого не замечает

 

Откуда взялись в небе колокола?

Никто не может этого вынести, физиологически

 

Он слепнет, он танцует, как Шива,

Он гибнет

В тисках человеческого правосудия

Он правозащитник, черт вас подери,

И оправдывает юродивых:

Андрея Сахарова, Сергея Ковалева, Марию Шарапову,

Все русские проекции бессознательного,

Но никто этого не замечает

 

Он, как Герман Гессе, играет в классики,

Нарисованные школьницей,

Баночкой из-под леденцов, набитой песком для тяжести

Не все мальчишки это умеют

Но это как-то проходит мимо

Или расценивается как хамство

 

Анима Ларса фон Триера неутомима

И неумолима, как подлинное милосердие,

Как претензии на королевство

— Коронуема, проносима мимо —

Невыносима, правда,

Вся эта мелодрама

И пантомима

 

Люди не хотят адскаго льда Ларса фон Триера,

Не хотят больше Бабьего Яра.

Не видят джокера, не помнят козыря,

Только лести и золота, злобы и лести.

 

Не до прекрасного, котики, не до прекрасного

В сем христианнейшем из миров.

Русские, у вас была такая девочка, Маруся, помните, польская русская,

Зачем до сих пор вы ставите ей забор из херов?

Частокол с отрубленными головами?

Как в страшных сказках, которые рассказывает фон Триер?

Ее бы и так похоронили за оградой не с вами.

Она в небесах с другими,

Грозная, как Фафнир, стерегущий сокровища.

 

Слушайте ветер, русские, слушайте ветер.

Вы настоящие упертые чудовища.

Вам не помогут ваши совок и православие.

Вы не спасетесь, как фокусник Гарри Гудини.

 

 

3

(Мария Кравченко, 24 года, док. фильм «Собиратели теней»)

 

Ларс фон Триер нервно курит в углу,

Как застуканная восьмиклассница.

Русская девочка Маша едет в Чечню

В Грозный, увидеть свой дом и сад.

Она снимает

Своих деда и бабку на берегу моря

На Betacam-SP

 

Дед, еще молодой, говорит:

Когда мы уезжали,

Ахмет сказал: давай выпьем.

Достал конъяк и арбуз.

Я сказал: мне больно уезжать, Ахмет,

Здесь мой дом и сад,

Но я не хочу тебе мешать

Делать свою Чечню.

 

Маша говорит: когда мы уезжали,

Вишни бились о капот нашей машины,

Падали вишни, и ветки стучали

Я никогда этого не забуду

 

Музыкант Артур говорит:

Я видел, как рушится от взрыва

Многоэтажный дом

Сначала потолок верхнего этажа

Потом постепенно как карточный домик

Нижние

Мы водили туда западных журналистов.

Это было красиво.

(Говорит Артур Ацаламов,

Вокалист группы «Мертвые дельфины»)

 

Ларс фон Триер нервно курит в углу.

Здесь никого не надо провоцировать,

Используя методику Б.Брехта

 

(Разве что ворюг,

Которые в результате мутаций

Сделались кровопийцами.

Или наоборот: кровопийцы — ворюгами.)

 

Выжившие в Катастрофе

Дети советского Интернационала

Ходят по улицам нашей столицы

В невидимых миру хиджабах

В осязаемом камуфляже

Опоясанные одною георгиевской пулеметной лентой