ISSN 1818-7447

об авторе

Юрий Гудумак родился в 1964 году в селе Яблона Глодянского района Молдавии. Окончил геолого-географический факультет Одесского университета, работал в Институте экологии и географии Академии наук Молдавии. Опубликовал в Молдавии книги стихов «Метафизические гимны» (1995), «Принцип пейзажа. Пролегомены» (1997), «Почтамтская кругосветка вспугнутой бабочки» (1999), «Дельфиниумы, анемоны и т. д.» (2004), «Песнь чибиса» (2008), «Разновидность солнца» (2012). Лауреат премии Союза писателей Молдовы (2012).

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Полина Андрукович ; Александр Уланов ; Александр Бараш ; Роман Фишман ; Илья Леутин ; Артём Верле ; Пётр Разумов ; Татьяна Бонч-Осмоловcкая ; Юрий Левинг ; Виталий Лехциер ; Юрий Гудумак ; Александр Мильштейн ; Андрей Урицкий ; Виктор Лисин

Юрий Гудумак

Таинственная конфигурация холода

Уик-энд

Если уик-энд —

о нем как о модной тенденции

писал еще Барт — географически образует

промежуточную область между городом и деревней,

то два-три дня, проведенных в пустом

неотапливаемом доме

в сыром, туманном краю,

каким является конец ноября

посреди материковой глуши умеренного пояса,

не образуют и этого.

Фактор недостаточной структурированности, —

пояснил бы любитель границ

и жертва агорафобии.

 

И то сказать:

когда в доме так же холодно, как и снаружи,

выражение «вне» не имеет смысла.

Тогда-то и начинаешь понимать,

хотя бы это и было пустячное дело,

один градус по Цельсию как одну сотую

разности температур кипения воды и таяния льда.

Ибо не на чем подогреть вино, разве что в жилах

превращающееся в глинтвейн.

И шансы на то, чтобы согреться,

определяют, каковы шансы

на появление смысла.

 

Много зим кряду не отапливаемый

и нежилой, дом между тем как бы приноровился

не нарушать внутри себя порядка времен года:

осень в нем похожа на осень,

зима — на зиму…

Не образуя — можно ли так сказать? —

временной сезонной оппозиции

по отношению к окружающему ландшафту,

дом, в той мере, в какой общезначим,

не образует по отношению к ландшафту

и оппозиции пространственной.

Привязка его к реальному пространству

весьма условна, границы —

зыбко-диффузны.

Смесь из вещей, понятий

и, еще больше, — ощущений зябкости?

Это мало о чем говорит.

Для живых существ, населяющих ландшафт,

дом — естественный горизонт,

и своей окраской, позой и пением

они заявляют: дом —

их территория.

 

Чистотел,

пробивающийся сквозь трещину в стене,

сделанной из сырца, — вместо цветка в горшке,

кузнечик — вместо цикады, поющей в клетке.

Посередине комнаты — расползающийся муравейник.

Сыплющиеся с дощатого потолка труха и глина —

как следы древоточца, и понятно, почему

для первобытного дятла из каменного века

стреха предпочтительнее дерева

с ободранной корой.

 

На поверку дятел

оказался, как можно было справиться

по Руководству для натуралиста,

большим пестрым дятлом —

Dendrocopos major. Муравьи же,

при всей их обыкновенности и заурядности,

издавали приятный запах лимонной мяты и мелиссы,

чем смахивали на крылатых муравьевидок.

Стенной паук-сенокосец

подобрался к веточке пряной лаванды,

предусмотрительно оставленной кем-то

несколько лет назад, чтобы отпугивать моль и тлю.

Но даже в бумажной розе на подоконнике

кладка яиц крапивницы.

 

Что тут еще скажешь,

кроме того, что бабочка-крапивница

восхитительней здешнего стиля рустики.

Не говоря уже (это уж чересчур) о непостижимых —

наполовину индиго, наполовину карминно-красных,

с металлическим блеском — Chrisis ignita:

огненных осах-блестянках.

Их цвет, как выразился бы художник,

далек от натуры.

Но мелкая частная собственность,

умещающаяся в сухой инвентарный перечень, —

ничто в сравнении с этой роскошью эфемерного.

Проявить к ним жестокосердие —

самое малое, глупость,

когда нельзя продлить мгновения

даже кустику клевера.

 

Представить себе

смутное воспоминание о беспокойной сорочьей возне

в месяц хорошей погоды.

Весной она свила гнездо вблизи земли,

зная, что год предстоит грозовой и ветреный.

Но ведь так оно и вышло. Ни больше, ни меньше.

И, глядя на перспективу комнаты с ее обитателями,

ты походишь на тех, кто тебе говорит:

«Какой ни на есть, а кров».

 

Девяносто на сотню,

простым соседством они воссоздают

всего лишь еще одну вариацию

предзимнего ландшафта.

Место, где и сам ты,

принадлежа к иному зоологическому классу,

подобно мху под деревом

горазд предсказывать будущее.

 

Тем более —

подзадержавшись здесь.

Правая сторона лица

давно уже выдает род занятий человека,

привыкшего хиреть за столом так,

чтобы свет из окна падал слева, —

только что не писателя:

укутанного в легкий осенний плащ-дождевик,

в нахлобученном на уши канотье.

Всегда затененная сторона лица,

на нее не распространяются

антисептические свойства солнечных лучей,

в аллегорическом плане предвосхищает

плесень и грибы.

И кофейного цвета пятнышко на правой щеке,

куда бы ты теперь ни повернулся,

указывает на север.

Таинственная конфигурация холода

Это всего лишь

паутина пикассовских линий, если понимать

позднейшие наслоения изотерм

и плювиометрических кривых

как пиктографическую основу переменчивой погоды,

воздуха движущегося и воздуха неподвижного.

Вполне естественно, эти извивы

тоже в какой-то мере проясняют

незримый абрис ветра,

таинственную конфигурацию холода, край дождя.

В действительности же, те и другие

не имеют собственной формы.

 

Так, изотермы опоясывают гору,

принимая вид ее искаженных горизонталей;

окаймляют берег еще не остывшего озера,

размывающего их своими перламутровыми испарениями;

имеют тенденцию скрадываться, одновременно

обретая — не чудо ли? — звуковую суть

в шелесте желтых листьев.

(То, что акация сбросит листву, —

дело нескольких дней.)

По случаю смены времен года

в конце концов они изгибают свой контур

куда-то в направлении Африки, уступая место

значениям более низких температур.

Как свидетельства чувств —

сырой аквилон теребит щеку.

 

Пребывание

в отдельно взятой точке —

функция пересечения

(надо ли повторять: преодоления)

всех этих изотерм, изонеф,

плювиометрических кривых,

а не просто перипетии существования в захолустье,

и потому — рождает в представлении —

привет гренландцам и огнеземельцам! —

аналогию с медленным продвижением

вдоль широт.

 

Всего не перечислить,

но, возможно, все это связано

с мечтой о научной точности. Ибо реальность,

располагая сугубо континуальным началом

(о чем уже тысячу раз говорилось),

сама по себе не может выработать

дробных значений, не то что забыться

в прерывистом числовом бреду.

 

Тридцать шесть и шесть

плюс-минус полградуса — одна из таких

абстрактных условностей-изотерм, —

всегда замкнутая на тело,

только что облегала его,

а теперь запахнута демисезонным пальто

из драпа и застегнута на все пуговицы.

Подобно Матиссу в его рисунках,

одной уникальной линией она передает

обыкновенные приметы определенного времени года,

саму его очевидность, уподобляющую

простого смертного ню или цветку.

Меланхолия абстрактной предметности?

Ни больше ни меньше как с наступлением осени,

которая пришла шестнадцатого числа, семнадцатого

и во все последующие дни.