ISSN 1818-7447

об авторе

Александр Бараш родился в 1960 году в Москве. В 1985—89 годах соредактор (совместно с Николаем Байтовым) ведущего московского самиздатского альманаха «Эпсилон-салон». С 1989 года в Иерусалиме. Член редколлегии журнала «Зеркало», куратор литературного сайта «ОСТРАКОН». Сотрудник Русского Отдела Радиостанции «Голос Израиля». Автор cтихотворных сборников «Оптический фокус» (1992), «Панический полдень» (1996), «Средиземноморская нота» (2002), «Итинерарий» (2009), автобиографического романа «Счастливое детство» (2006), публикаций стихов и прозы в журналах «22», «Зеркало», «Знамя» и др.

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Полина Андрукович ; Александр Уланов ; Александр Бараш ; Роман Фишман ; Илья Леутин ; Артём Верле ; Пётр Разумов ; Татьяна Бонч-Осмоловcкая ; Юрий Левинг ; Виталий Лехциер ; Юрий Гудумак ; Александр Мильштейн ; Андрей Урицкий ; Виктор Лисин

Александр Бараш

Из цикла «Стихи о Греции, или Оммаж Кавафису»

Афины

Акрополь

Мы где-то внизу

На рыночной площади

В переулках своего сегодняшнего дня

Но либо видим либо знаем спиной

что там наверху но рядом

есть светящиеся развалины

нашего прошлого

придающие масштаб этому сегодняшнему часу

будто море — пене отлива

 

Но как их понять отсюда?

Нам доступны только проекции

Лучшая модель античности —

«строгий» мраморный идеал:

вместо ярко-страстных

красно-синих цветов

подлинного прошлого

подлинной жизни —

роскошные

бескровные

слепки

 

Понять невозможно

Но можно ощутить —

масштаб приобретенной потери

глубину непонимания

покой предзакатного часа

ветер с моря

* * *

От Миконоса до Делоса —

отплывание в перспективу

когда паром между островами

будто подспудная псевдо-Одиссея

и ощутимо возвращаешься

туда   где никогда не был

 

Делос: сгущение горизонта

сплав моря и неба   в измерении

доступном глазу и осязанию

Что же тут   в эпицентре

божественной силы?

 

Подплывающий воздух   привидение

грозного отсутствия

и тяжкого присутствия

над высохшим малярийным болотом

бывшим священным озером

 

Родина Аполлона —

маленький плоский остров

леголенд мраморных кубиков

где никто не живет

и только катятся клубки

туристического перекати-поля

щелкая пластмассовыми челюстями камер

 

Кто из нас более реален?

Те кто не зависит от физического присутствия

как сама камера не может попасть в кадр

Не говоря о тех кто придумал

оптический прибор этой религии

благодаря ему мы можем

разглядывать богов —

смотреть на солнце

Дельфы

Это ущелье —

и сейчас

сообщение

об ужасе судьбы

Но оракул не очень нужен

И так все более-менее ясно

 

В глубине за изгибом долины

за воздушной ямой за полями садов

 

светящийся уголок морского залива —

этот выход всегда был рядом в греческом мире

и остался с нами:

путешествие бесконечное любопытство

оно не может изменить судьбу

но оживляет ее —   —   —