ISSN 1818-7447

об авторе

Игорь Вишневецкий родился в 1964 году в Ростове-на-Дону. Окончил филологический факультет МГУ. С 1980-х гг. в Москве, редактировал самиздатский журнал «Равноденствие», составил (совместно с Валерием Шубинским) альманах «Незамеченная земля». Первая книга стихов издана в 1992 г., опубликовал также две монографии, ряд статей по литературоведению и музыковедению. С 1992 г. жил в США, преподавал русскую литературу (с 2000 г. — университет штата Висконсин, Милуоки). Дважды входил в шорт-лист Премии Андрея Белого. Опубликовал пять книг стихов, монографии о творчестве Андрея Белого и о русской музыке 1920-30-х гг.

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Дмитрий Григорьев ; Виктор Iванiв ; Игорь Вишневецкий ; Алла Горбунова ; Михаил Вяткин ; Леонид Гиршович ; Полина Андрукович ; Марина Тёмкина ; Игорь Померанцев ; Дина Махметова ; Марина Бувайло ; Антон Равик ; Наталья Ключарёва ; Анастасия Афанасьева

Игорь Вишневецкий

Сорок пять

I.

 

Встав на вершине жизни,

                        в пригоршнях держишь посев

кириллицы, от которого

                        на север, на юг, на восток

новые заколосятся

                        рощи и, осмелев,

новые смыслы заискрятся

                        между их лиственных строк.

 

Но и в пожар наступающей

                        стужи, раскрыв стихослов

русских равнин бескнижных,

                        прежде незнаемый чин

складываешь из прерывов

                        брошенных в стужу стихов,

из перемены созвучий,

                        тревожащих воздух равнин.

 

Азъ (он же — Альфа) на белом,

                        сколько хватает глаз,

чертит крылом полукружья,

                        дыбит позёмку, пока

не загорится над чистым —

                        оком Сварожьим — алмаз

солнца, приветствуя звуки

                        нового Языка.

 

В нём даже смыслы, спавшие

                        в коконах у корней,

выпорхнут, затрепещут

                        от сочетанья письмён,

и мягковеянье льдистое

                        снежной равнины всей

к солнцу потянется створками,

                        как меловой махаон.

 

Чистое только на чистом —

                        вот и пиши, сколько сил

хватит, поверх его алым

                        беглым курсивом ряды

слов, подымающих спящих

                        из вневременных могил

шелестом звонкой кириллицы,

                        жаром дневной звезды.

 

II.

 

Пятнадцать лет назад

в тихом городе Провидения,

развёрнутом на Атлантику,

на дождливые ветры её,

я складывал труд о поэте,

надевшем епитрахиль

и пересекавшем голодной зимой

в пору нашей гражданской смуты

в неприветливом поезде

именно эту степную, в снегах, равнину:

в вагоне, лишённом крыши, открытом продувным ветрам.

«Это, — припоминал он, —

больше смахивало на барку Харона».

 

Скованная цепким льдом,

Россия казалась ему Коцитом,

над которым снежилось забвенье.

 

Тогда — лет пятнадцать тому —

над приволжской равниной

опять зашагали циклопами тени

прежней беды.

 

Но теперь,

когда поезд ползёт еле-еле,

то не бледная снежность, а солнце

из-за плоских сухих облаков,

солнце, блещущее на востоке,

поражает взгляд

при подъезде к теченью гигантской реки —

 

поперёк её вздыбились дамба и мост,

опершись на крутые быки.

Вдоль быков вскипают водовороты.

 

Солнце встало уже во весь рост.