ISSN 1818-7447

об авторе

Юрий Цаплин родился в 1972 г. Окончил радиотехнический факультет Харьковского авиационного института. Публиковал стихи и короткую прозу в журналах «Новый мир», «Арион», «Воздух», «Соты», «Наш» и др., альманахах «Вавилон», «Окрестности», антологиях «Освобожденный Улисс», «Очень короткие тексты», «Время «Ч»», а также в Интернете. Переводил современную поэзию с украинского. Книга стихов и малой прозы «Маленький счастливый вечер» (Харьков, 1997). Соредактор альманаха «©оюз Писателей». Живёт в Харькове.

Страница на сайте альманаха «©оюз Писателей»

Само предлежащее

Дина Иванова ; Тамара Ветрова ; Жанна Сизова ; Антонина Семенец ; Наталия Санникова ; Светлана Потягайло ; Дмитрий Лазуткин ; Дмитрий Замятин ; Ева Рапопорт ; Николай В. Кононов ; Павел Демидов ; Юрий Цаплин

Юрий Цаплин

(Облачный цикл)

1

 

Лучшие снимки

попадают прямо в рай.

Верней, они его и составляют.

Со времён задолго до изобретения фотографии

(смотрим на стены своей пещеры).

Полмига перед экспонированием —

никого,

через полтора —

затвор уже передёрнут

(что называется, ждём неожиданностей).

Шторка явления за шторкой отбытия

спешит, как Бог-кролик (о, продуктивные силы! О, креационизм!)

за Землёй-черепахой

(«То есть наоборот»), но Шарик с фоторужьём

снова стреляет мимо.

Говорит, что проще верблюду

 

углядеть сквозь прикрытую диафрагму:

Глазоглаз Богобог

Алкиноев ковчег! А в нём — каждой твари кросавчег

Снегодождь Тучедождь Дождеснег Жизнеsmart Жизнесмерть

Смертежизнь Гряжужжа Шерстепар Гнездоцвет Перьепух Во-

зникая

 

 

2

 

Облако, в штаны облачённое

и в юбки, — очередь получателей

свидетельства о едином налоге.

Или не облако, — рощица веток

листошумящих и терпеливо трепещущих.

Или всё-таки облако? Вата в плечах и подкладках,

устремлений прямая сажень.

Вы — свидетели мироустройства,

вспоминатели пляжей Черногории и Египта,

пассионарии домохозяйств и районных рынков,

собраны здесь не всуе:

видимая рука государства

(голосом грустной инспекторши)

просит авансового платежа за март.

О, ласковая длань! Но не сверху, — откуда-то сбоку,

если не снизу (старательный хтон). И фискальные девушки,

будто в исподнем, из полутьмы в полусвет пробегают. Они ли

здесь нас хищней

или мы их? Ага, неизвестно? А череда минут,

как людей, несогласна и неотворима

как целое, но прельстительна по частям. Дождь идёт вверх —

испарения мысленных воспарений

и сомнений вполголоса: верно ли указать

невчерашнюю дату? И отчего бы не выслать по почте?

Когда всё предшествующее не разъяснено,

быть ли вправе последующее? И будем ли рáвны

в начале другого, квартальных и годовых важнее, пути,

когда время, как ветер неслыханно ими шумя,

отодвинет всем табором нас на закат,

в той же мере всего, что и прежде, свободных:

облако

и облака.

 

 

3

 

Мы с тобой друг другу подходим так,

как подходят сосна и предзакатный свет

придорожным пригоркам.

Как лето — дороге, гудрону.

Как шипенье ужа —

тебе, пробегавшему мимо в сухой жаркий день.

Как подходит могиле сухая

августовская земля

(а колыбели — покрывало цвета первого снега).

И всё это так же неважно. Не важно так же, как мы.

Как подходит облаку — или отсутствию облака — озеро.

Серая цапля и заполошная выпь —

короли-рыболовы —

успевают везде (казалось бы),

но не навсегда (абсолютно точно).

Даже если цэ воробей,

Соловей Нахтигальевич в оригинале,

даже если четырнадцать способов

прочитать про дрозда (и двадцать восемь — подумать),

там —

аккуратный свет приворотных пригорков,

открытый — простительной смерти,

и краткий — краткой, как дождик, печали.