Из цикла «Испания и я»
среди бонапартов знакомых проходит незнающий гул,
ребёнок, зажатый толпою, немного на небо взглянул:
синьоры стоят бельевые, Сардинии мавровый флаг
виляет, собака, хвостами, к дворцу подъезжает кабак:
становится лето прохладней, приходит недобрый народ,
и дети на нас не похожи, и ветер по воздуху бьёт.
забытые площади леса под шеями сосен лежат,
прокатится свадьба в карете и снова затишье и спад.
у нового мэра в квартире в пыли расписного стола
укажешь фамилию пальцем и сразу уладишь дела.
запытанный мелкой работой, попросишь хотя бы зарплат,
хотя бы того же размера, какие буфеты стоят.
расшитые золотом лица наклонятся медленно вниз,
и сквозь голубые колодцы увидишь мелькающих лис.
немного надеясь и труся, как будто действительно смерть,
как будто глубокая старость и не на что больше смотреть:
с директором бывшего парка, отцом неподвластных детей —
мгновенная паника счастья и просьба — надежды наглей.
собака проходит, вздыхая, жена, покачав головой,
из кухни несущийся запах картошки и мяса сырой:
узнать как живут людоеды в районе стеклянных домов
в отпущенной поровну жизни, почти не используя слов.
от первой моей похоронки пусть пахнет горячим песком.
внутри перемешанной каши, пытаясь остаться вдвоём:
хотя бы с бельмом и собакой, хотя бы с рожденья слепым,
пытаясь на ощупь вглядеться и стать на мгновенье живым.
как будто громадный проситель, встаёт на колени народ
глядит на счастливые лица и мысленно так же живёт:
его обмануть невозможно, своё заблуждение для,
сидят старики на вокзалах, с которых уехать нельзя.
среди отступающих свадеб на поле холодной войны
стоит телефонная будка и в ней человек со спины
Из цикла «Герой скачет в горы и погибает»
*
в двух шагах от сволочи, на мосту течения
ходит стадо девочек, требуя спасения:
бедные родители, платья переношены,
пятна лихорадочно на лицо наброшены.
и собаки крутятся, зная про остаточность
пиршества вечернего. девичья неграмотность
любит лотерейные занавески-простыни:
вдруг судьба не жадная и одарит просто так.
рыщут счастья девочки в позапрошлых платьицах,
словно мир стремительно никуда не катится
*
пытаясь проснуться в стихи, перед тем как заснуть на столетья,
я сажусь самолётом арбузов на распаханный край междометий.
из деревни бегут мужики, сапоги на бегу поправляя,
переводчик мой внутренний спит, а нахал ничего не теряет.
выхожу элегантно в толпу, привожу бесконечность примеров,
мужики откровенно молчат, недоверчивы к новому в целом.
запоздало наткнусь на слова в голове, размозжённой кувалдой,
оперевшись галдят мужики над открытой и вытекшей правдой
*
лето моё, стоп, острый тупик поплавка,
рыба моя, рот, мысли издалека,
глиняный бок, сарай, риса квадрат воды,
мальчик — болтун ногой, сторож глядит в сады.
каждому выдан холст, нити, станок и кисть,
семья приступает есть, в стёклах дрожит сервиз.
письма домой с войны — самый тяжёлый хлеб.
велосипед, почтальон, смерть завезли или нет?
танки ползут, устав, пьют ледяную воду,
пастух в камуфляже раскрытом шлёпает мягко по боку.
память — попытка к бегству к врагу, у которого лучше.
внуки учительниц деда внуков моих учат
*
бык на компьютер встал, трещину распустил,
опять пастуху год в тумане ходить без сил.
река открывает глаза, сова закругляет полёт,
сын в рюкзаке лежит и с папой быка пасёт.
такое, как ось внутри, даётся ценой грусти,
трава порастёт сама и заглянуть не пропустит.
у пастуха — квас, сын и пронырливый бык,
если паук на щеке — значит уже привык.
лепят седые слепни, крутят башкой мухи,
мальчик в росе по горло греет на морде руки.
в каждой большой стране есть потихоньку-страна:
личный крутой бык и в яблоках серых луна
*
здравствуй, мышка, соседиха хлеба,
грызопас сухариных голов,
притаилась за мякишем чёрным
винограда навозных ослов.
сапоги, заблестевшие жиром,
вызывают слюну на зубок,
дрессировщик, закутанный пледом,
коньяковый хлестал кипяток.
гололёдное время природы
на коньках-коготочках мышей
выезжает на бальное поле
и катает в антракте людей
Из цикла «Вторая волна стихов»
*
стрекоза — голубая палка — налетела на куст и смотрит:
люди идут слоями: каждый о смерти помнит.
о чём же ещё помнить, если ясны причины:
от этого падают кони и костенеют мужчины:
в длинном чехле проспекта, в чайной, в аптеке, в ливень —
всюду стоят люди и ничего за ними.
то, чему быть — будет тихо стоять сердце,
то, если хочешь, скрыто, что никуда не деться.
в рот стрекоза смотрит, если упасть в деревья,
в доски сосновых створок, телом ломя двери
*
неуменье — куница сердца, ах, зачем чудеса упростило?
сапоги голубых поднебесий до пустой пустоты проносило.
побежали бессвязно медведи, у лесничего выпала пуля,
у реки отдышаться и выпить ледяного стучащего гула.
но стоять, как в избушке наутро жаркий воздух натопленной печи,
но пытаться нащупывать жизни в насекомой обрывочной речи.
голоса — это тоже природа, но мгновенней нежней и потише,
голубыми глядит мотыльками и стволами сосновыми дышит
*
если каждый огонёк — дом, то сколько же нас там?
всюду — говорят — жизнь: неужели не врут нам?
значит, выходит, выйду, ткну и зайду в хату:
мальчик лежит слабый, дядя висит распятый.
— каши хочу, — скажем: вмиг наряжают гостем,
суп заправляют жидкий свадебной сладкой костью.
вот я сижу, зубы кушают, водка летает,
мальчик сидит оловянный и пытается, но не понимает.
— я — говорю, — пришлый, жизнь меня интересует,
он улыбается: видно перед пришельцем пасует.
— дай мне свои зубы — он вынимает и тянет,
я надеваю челюсть, но всё равно не хватает.
кожа висит курткой на костыле скелета,
— дай мне её, мальчик, сразу почуешь лето.
пусть у моей жизни и у его смерти
были разные мамы, но будут одни дети
*
я подглядел смерть: встану, дышу, пройдусь,
реки берут там, где хоть немного трус.
жабы горланят бревно — старый гнилой самолёт,
Христос по колено в воде: он далеко пойдёт.
нам расписать дни под никакую стать:
маленький памятник-будка — метр на два кровать.
будет ли чудо — нет — я не хочу видеть:
как на голодный город с неба летят рыбы.
лучше стоять смирно в маленькой старой сбруе,
в жизнь из укрытия глядя, словно всегда воруя
*
в гибели белой пули, пущенной с неба богом,
кожа моя виновата тёплым своим соком.
плыли четырнадцать песен по ширине волги:
каждая знала соседа, соседа задрали волки.
ко мне подошли, спросили: о неделимом чувстве:
скажем: к России и грязи в поле её грустном:
в шубе её пышной, в мёртвых цыганских пальцах,
кажется, чтобы выжить — надо всё время пятиться:
тут по-другому надо: без вычитаний и боли,
с чем-то таким смириться, с чем не смиряются, что ли,
как-то ловчее укутать в город пошедшего сына,
ладанку в пояс заштопать, в палец попасть мимо,
вылить своей крови в снег, зазывая акулу,
чтобы тобой кормилась, словно она дура.
чёрный рубец смерти тихо идёт под снегом,
— сынок, оглянись на маму, запомню, каким ты уехал! —
криво звенят берёзы, словно медали смерти,
люди идут по жизни, словно серьёзные дети
Le bouquet de marguerites
Милле: шестерёнки-ромашки:
и режем, и колем, и шьём:
доверчивая обезьянка,
давай поскорее умрём:
по полю пойдут маргаритки
за нашей единой душой,
ты пела бы, пела бы, пела,
но жизнь не бывает живой:
всегда есть какое-то чувство,
что это не я и не ты,
на сердце лежащие иглы
и двери из темноты
21 марта 2006. Орсэ, Париж