ISSN 1818-7447

об авторе

Евгений Осташевский (Eugene Ostashevsky) родился в 1968 году в Ленинграде, с 1979 г. живёт в США. Защитил диссертацию в Стэнфордском университете, преподавал в Италии, Турции и США. Автор поэтических сборников Iterature (2005) и The Life and Opinions of DJ Spinoza (2008). Перевёл на английский язык антологию поэзии обериутов и сборник стихов Дмитрия Голынко.

Александр Заполь родился в 1974 г. Окончил филологический факультет Латвийского университета. Публиковал переводы современной латышской поэзии на русский язык в Латвии и в России — в том числе изданные в Москве книги стихов Матса Пуятса «Двухзвездочные церкви» и Карлиса Вердиньша «Титры» (вместе с Л.Шакур). Переводил также поэзию Э.Раупса, П.Драгунса, Я.Элсбергса, М.Салейса. Соредактор альманаха «Орбита».

Другое наклонение

Йегуда Амихай ; Евгений Осташевский ; Элвин Панг

Евгений Осташевский

Из книги «Диджей Спиноза в школе и дома»

Диалог о свободе воли

Как ты думаешь, говорит диджей Спиноза,

я свободен?

 

Ты свободен,

если думаешь, что ты свободен,

            говорит Господь.

 

А ты думаешь, что я свободен так думать?

            говорит диджей Спиноза.

 

Ты хочешь построить бесконечную регрессию?

            говорит Господь.

 

Нет, я на самом деле имею это в виду,

            говорит диджей Спиноза.

 

Ты свободен так думать

и ты свободен, когда думаешь так,

            говорит Господь.

 

А что происходит, когда я не думаю, что я свободен?

            говорит диджей Спиноза,

 

Тогда ты не свободен,

            говорит Господь.

 

Что ты от меня хочешь, говорит диджей Спиноза,

не могу же я кружить на месте, повторяя «Я свободен, Я свободен, Я свободен»,

и не

думая ни о чем другом?

 

Можешь, говорит Господь.

Просто другие твои мысли должны быть построены на этой.

 

Что значит строить мысль на мысли?

            говорит диджей Спиноза.

 

Так же, как то, что сумма углов треугольника равна 180,

следует из идеи треугольника,

            говорит Господь.

 

Это красиво, говорит диджей Спиноза.

Но является ли красота признаком истины?

Доказательство аксиомы

1.

 

Она кружится внутри

доказательства аксиомы

 

Аксиома самоочевидна

Истинна ли она

 

2.

 

Синяя ли длина волны

Волна ли волна

 

Она машет рукой,

проверяя это

 

3.

 

Ударься она о камень

Сможет построить дом

 

Построй она дом

Сможет смотреть в окно

 

4.

 

О ужас! В доказательстве аксиомы

еще одна аксиома

 

и еще

и еще

 

5.

 

Ей не отличить

нити от сети

 

факт от эффекта

Всё, как сказал Парменид, едино

 

6.

 

Она бродит в печали

из помещения в помещение

 

пытаясь сделать

аналитическое суждение

Дорогая Сова

Дорогая Сова

у тебя большие глаза

 

перья торчат в разные стороны

ты просыпаешься

 

и трусики у тебя смешные

слышишь

 

слова издают звуки

словно молят о жизни

 

вот и все что осталось

от языка языка

 

О Сова

среди листьев

 

что тут за лес

«букв», черный свет

 

невнятных разуму солнц

Не вижу

 

кто я

кто ты

 

разницу между добром и злом

предел желания

 

как сказать правду

и зачем

 

Это моя жизнь

Это ты в ней

Р или не Р

1.

 

Извините меня, это Р или ¬Р, небо или не небо, здание или не здание?

Вытекает ли небо из здания, вытекает ли здание из неба, что вытекает

из не-здания?

 

С одной стороны здания оставлены волны

            и лодка.

Мы сели в лодку

            и отплыли.

 

Мы плыли мимо острова, где стоял Дейв Кэмерон,

            читая свои стихи.

Мы плыли мимо острова, где стоял Брэндон Даунинг,

            читая свои стихи.

Мы плыли мимо острова, где стоял Макгрегор Кард,

            читая свои стихи.

 

Вот сколько стихов за один день!

 

2.

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ:

Есть ли в здании книги? Есть ли книга в огне в этом здании?

Есть ли книга в огне в книге в огне в этом здании?

Это ли начало числа?

 

НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ:

Начало числа — это песня. Песня —

она ни о чем. Она порождает мир.

Мир — ни о чем.

 

НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ:

Звери сходятся вокруг песни. Они слушают,

            склонив головы.

У них большие глаза. Мы можем сосчитать зверей.

 

3.

 

«Что нам делать, когда песнь обрывается для кого-то

            что нам делать

Говорить ли нам, Не уходи

            что мне делать, если ты

Бежать ли к врачу и кричать,

            Доктор, сделайте мне МРТ! Может быть,

у меня то же, что у него

            Валяться ли мрачно, уныло

О почему ты уходишь, почему ты уходишь

            Ведь осталось так мало времени

 

Давай же сядем, я и ты

            Позволь мне помочь тебе сесть

потому что теперь я мужчина,

            а тебе даже трудно сесть

Что нам делать теперь, что нам делать

            Давай же поговорим

Мы разговаривать не научились

            Давай же начнем, ма-ма па-па

Ты говоришь Метаморфозы

            это об умирании

Сядем на камень, я и ты

            говорю ма-ма па-па

Мы живем в Бруклине

            У нас есть собака»

 

Это песня как ее слышат / не слышат звери. Какие-то

звери. Никакие-то звери. Нет никаких зверей.

 

Есть только точки, каждая на схождении бесконечного ряда

структур. Структуры кажутся металлическими. Они осциллируют.

Они производят шум.

 

4.

 

Что есть математика для зверей? Истинно ли Р или ¬Р

для всех зверей? Будет ли 1+1=2

для всех зверей? Существует ли я и ты

для всех зверей? Что есть

 

математика для зверей? Что есть звери

для математики? Убери математику,

и нет зверей. Убери зверей,

и нет математики.

 

Звери сходятся на концерт математики. Мы плывем

            мимо них.

Они умеют любить. Мы плывем мимо них.

 

5.

 

Мы плывем и мы повторяем. Что мы повторяем? Слова.

Что за слова? Есть слово для неба

и есть слово для здания.

 

Что они означают? Они означают небо

и здание. Небо голубое.

Здание белое и розовое.

Перевод с английского: Александр Заполь