Предложный падеж
Виктор Iванiв о Николае Кононове
На глазах читателя создается гигантская кукла, сотканная из тряпья, медицинской ваты, всамделишной крови и запахов операционной страха. Эта кукла и есть тело читателя, ставшего адептом ритуального представления, где слова наносят непередаваемую травму, показывая его самого, читателя, голым и обнаженным перед угрозой посмертного предстояния оказаться слишком легким.
читать
Татьяна Нешумова о двух стихотворениях Григория Дашевского
Так же, как Башмачкин в «Шинели» Гоголя, «марсиане» у Дашевского на самом деле лишены декларируемой вроде бы примитивности, и, говоря «Вы в мечту вековую не верьте» (перифраз знаменитого постановления ЦК КПСС о полете Гагарина в космос), они обнаруживают то знание, которым и должны обладать настоящие шпионы: знание внутренних стереотипов наблюдаемого народа, — и одновременно беспомощны в своей обнаженной беззащитности перед теми, кто «знает, как надо». Лишенные, таким образом, логической возможности бытия и сами ее отрицающие — они вместе с тем реальны.
читать
Две статьи о Данило Кише в переводе Бориса Дубина
Указатель, отделяющий устойчивое и упорядоченное общество от племенных страстей, — не более чем плод воображения. Такой указатель может перемещаться в зависимости от меняющейся потребности того или иного сообщества укрепить свою идентичность, которая подвергается размыванию, однако в любом случае последствия подобных перемен затрагивают людей по обе стороны межевого столба. Нынешний образ Балкан возник как результат именно таких многообразных перемен в коллективных представлениях. Рассказы западных колонизаторов о другом, отличающемся и непохожем на их мире переплелись тут с местными поисками собственной культуры балканского «варварского гения», этнически первородной и превосходящей враждебную культуру «Запада».
читать
|