ISSN 1818-7447

об авторе

Светлана Овечкина родилась в 1986 году. Окончила отделение журналистики Тверского университета, работала фотографом. Участница Восьмого майского фестиваля новых поэтов (2009, Санкт-Петербург). Стихов до публикации в TextOnly не публиковала. Живёт в Твери.

Votum separatum

Можно бы поговорить, например, о том, как в стихах Светланы Овечкиной работает эффект приближения: как притянутая к глазам реальность делается всё зернистей, пока все связи не утрачиваются, а предмет наблюдения не становится некоторым количеством зерен или пикселей, той самой (заглавной) «Рос-сы-пью» элементов, между которыми стихотворение устанавливает новые связи.

 

Примерно то же происходит там со словами: автор оказывается кем-то вроде строительной бригады, возводящей новые стены и коридоры в коробке старой квартиры. Можно сказать по-другому: поверхность (поверхностность) каждого слова оказывается в этих стихах надстройкой, вторым этажом — и сквозь стеклянный пол видно другое — иные возможности, незнакомые жильцам комнаты и коридоры. То, что стерто (до несуществования, до глянца) в повседневности языка, — веер или пучок расходящихся модальностей, гул словарных корней и лон, двойное дно, — становится главным результатом обращения-с-речью. Можно сказать, что эти тексты следует читать как шпионские шифровки, донесения, которые сам стих втайне от читателя строчит своему автору. Это правда. Но мне бы хотелось говорить о другом.

 

Настоятельность интонации, интенсивность речи, наличие точки-позиции, делающее эту подборку чем-то большим, чем ряд талантливых текстов, выстроенных в линейку, — это все важно и нужно не само по себе, но в связи с чем-то. Умение писать стихи — вещь очевидным образом достижимая и с такою же очевидностью никак не связанная с главным: наличием в стихах автора — человека, который и отвечает за весь этот базар. Точнее, он стоит над базаром, на том самом втором этаже, с которого видно первый, и только доверие к нему заставляет читателя смотреть и слышать. В стихах Светланы Овечкиной эта инстанция явным (для меня) образом существует — и это радует больше всего.

Мария Степанова

Светлана Овечкина

С-вязь или рос-сы-пь

ЖИЛЕЦ (многоспание)

как гаер попавший в сырп

просы-

паю

утро

не пою, не пою, не пою — разговаривая-мычу

а потом хожу по дому

ненадежному, утлому

убе-жищу-гро-хочу

предметами

/просыпаю…/ в ячейке-метре/

ни звонко, ни глухонько.

это даже не кухня,

не кухонька:

чашка, кофейник, стол, стул, печали кулек

где нахожусь-нахожась

если бы на топчан прилег

то снова уснул

ежась

 

ступаю на ноги,

 

не уверен. ступаю?

кто вы-тащил бы меня

рыбак, ловец ли

вольного стиля нагой пловец ли-

тургиец /чреватому и так уступали/

зацепившийся за тетиву.

пока я в мешке сыроватого сна ворочаюсь,

думая, что плыву

 

в пузатом кофейнике

зерном, разделившимся надвое

симбионтом

в общественном муравейнике.

…ЛОГИЯ МАЛЫХ ТЕЛ

стресс батареи — мокрые носки

с них стекает по капле, на полу появляется лужа

преобразование тоски —

поиски мужа.. тоска остается.

 

сердце сокрушается

обветренное лицо

на свежем воздухе саднит

даже если железо разрушается

то разрушается и гранит, камень, все, что угодно..

на набережной ступени —

сухие ветки размокают

(если они были сухими)

в грязной пене.

 

репейник стоит до зимы,

но потом колтуном залипает в шерсти собаки

и хозяин вычесывающий его

ругает.., бранит бараки, возле которых гуляли.. где подцепили эту дрянь..

где живут люди. где ноги ноют. где ветры свищут.

не нужно никого искать — пусть вас ищут.

 

вашему минимально-мнимому обаянию,

спрятанному в куртке-мешке,

подлинную конкуренцию никто не составит

в Торжке.

ни одна кишка (с брюшной полости) не сравнится с извилиной вашего мозга…

только на улице извечная слякоть, как-то промозгло.

 

…логия малых тел..

«невроз — это моя диета», —

говорил Вуди Аллен..

так хотел

оправдать «надрыв»…

и природа слов его удваивает..

удваивает разрыв

между словом и «понятием»…

беззащитным, оголенным. не единожды на дню.

как мотыль, машущий опаленными крыльями

и летящий к огню

смысла. так, что пара носков и высохла.

* * *

счетчик ватты мотает

по-прежнему

в сыром подъезде

полуоткрытый щиток.

человек еще до рождения

попадает

в выбора решето.

по возрастающей

открывает Двери.

а сперва —

как песчинка в песочнице

верия и неверия

лежит

порыва-

я сь — не бежит.

счетчик мотает — стекло дребезжит.

ХУДОЖНИК, ПРОГОНЯЮЩИЙ ГОРДЫНЮ

я плакал,

запрятав кисти под мышки весне,

в залепленном городе афишами и плакатами,

в штанах, на которых краски оставили зеленые точки, во сне

когда-то я любовался закатами.

 

АФИША:

приезжает Розенбаум

 

ум розы

стекает каплями в оранжерее,

оставив нетронутыми лепестки и стебель,

 

и скользкие крыши для птиц своих, пожалев их,

казались железной мебелью.

* * *

Стоит куст —

обынелись ветки,

корни его

этажеют редкими

волокнами вниз.

Что важнее:

«в» или «из»?

Растет в обе стороны.

Какие-то птицы,

не то вороны,

над ним кружат.

Если с одной стороны выпукло —

с другой прожато

должно быть,

 

но так не всегда,

здесь не так.

Здесь как две стороны

и один пятак,

с орлом и решкой.

Кажется, вороны были воронами,

и в тексте останутся брешки…

………………………………

 

Проходит человек посторонний мимо,

полы его фрака как лопасти вертолета,

мы не знаем его имени.

 

Мы не видим под землей пролетов,

а они есть.

Всё в мире россыпь

или связь — смесь.

 

Без семени нет плода.

Птица вырисует число трехзначное

крылом.

Без существа нет рода.

 

Скорее, всё равнозначно

как стык и как перелом.

СТРОИТЕЛЬСТВО

                  М. к 9 июня

 

под окнами делают забор

несколько арматурин и какой-то прибор

лежат возле лунок-ям

строители стягивают тюль воздуха по

краям

оставляя неровные складки на гладкой трубочке

так, что та становится ребристой.

 

узоры-купола-юбочки

выкрасят в цвет дискотечный,

серебристый.

 

строительный отвес

конусом

проталкивается вниз.

во всю длину

себя развертывая, предлагая,

и в зеленый лес, словно рыжий лис,

перевертываясь, убегает.

крутится собственником в поруке

пронизывает зрением близоруким

угрызая совестью себя за косы

обнару-живая перекосы.

 

ему некуда разбегаться, а он разбегается.

до тех пор, пока

земля

конуса

не

испугается.

 

воздух су-живают, со-кращают.

 

завтра сосед поймет, куда его помещают

почему продуло шею, просвистело ухо.

почему материя

похожа на потерю слуха.

 

забор — это и «в-зять» и «от-городиться».

чтобы потом погибнуть или родиться.

КОГДА НУЖНО БЫЛО УЕЗЖАТЬ

из тюбика солнца

я выдавил блеск

и улыбку

знающих твоих

глаз

превращал их. вращал.

их. вечности — вечность оставлена

я делал из света все

и комната светом обставлена

и шкаф из света

и утро

и эта

ДЕТАЛЬ

поглощающая

сущее