Василий Чепелев представляет стихи Тараса Трофимова
Тарас Трофимов — ветеран «Дебюта», резидент Лонг-листа вот уже с 2001 года. Стихи и проза Трофимова во множестве публиковались в «дебютовских» антологиях, в «Вавилоне», «Воздухе», «Урале» и прочая. Осенью Трофимов стал лауреатом еще одной премии для молодых авторов — «ЛитератуРРентген». О достижениях и, наоборот, об удивительной способности Тараса систематически пролетать мимо кассы можно говорить долго.
Если же немного отвлечься от того, как Трофимов задействован в актуальном литературном процессе, и поговорить о главном, о текстах, то долго говорить не захочется. Захочется читать. Стихи Трофимова узнаваемы с первых строк, что встречается ныне крайне редко. Запоминаемы наизусть стихи Тараса и, что особенно удивительно, даже его проза, едва ли не с первого опять же прочтения. Над текстами Трофимова до слез смеются десятилетние дети и профессора-филологи. Эти стихи любят восемнадцатилетние студенты, интересующиеся только сноубордингом и музыкой эмо, и, например, моя мама.
Я знаком с Трофимовым давно, лет, наверное, семь. Сейчас, вспоминая то время, приходится только удивляться, насколько совсем молодой Тарас был уже тогда состоявшимся поэтом. Его фамилия была первой, которую я назвал в ответ на вопрос, есть ли в Екатеринбурге талантливые молодые авторы, заданный мне на опять же «дебютовском» семинаре в 2000-м. За это время стихи Трофимова, на первый взгляд, изменились мало. По крайней мере, эстетика стиха, манера высказывания, по-настоящему филологический стиль его поэтической мысли остались прежними. Даже ключевой мессидж, этакая поза екатеринбургского мизантропа, не изменился. (А Трофимов, извините, очень екатеринбургский поэт, продолжатель традиций Максима Анкудинова, Бориса Рыжего, Романа Тягунова в отношении пристальной любви-ненависти к этому огромному серому городу.) Но, безусловно, поэт Трофимов, одновременно с фиксацией своего фирменного стиля, динамично развивается. Композиционные решения в его свежих текстах столь выстроены и строги, что, разглядев их, удивляешься и завидуешь. Изменилась и оптика: к полным молодого задора цинизму и мизантропии добавились уже нескрываемая всеобъемлющая жалость поэта к окружающему миру, к лирическому герою и, не побоюсь этого слова, к русской литературе.
Василий Чепелев
ЖМЫХ
Зеркало. Стул. Трансформатор.
Бобик. Очки. Самокат.
Я вспоминал Улан-Батор.
Лица казахов седых.
Грозный таджик-авиатор.
Чу. Чуваши варят жмых.
Радостно — жмых и песочек.
Будем мы есть жидкий жмых.
Стол из нарубленных бочек.
Старец коряк подал жмых.
Вытер я руки о майку,
Чтобы в ладони взять жмых.
По телевизору — Райкин.
Жмых в пищеводе лежит.
Аркадий Исаакович Райкин.
* * *
Ангелочков таких по полям не искать —
Ангелочки перенумерованы.
Жрал соленые пряники: матушка-мать,
Ты голуба-сестра… С двухголовым печать.
Голос сорванной.
По грязи, из которой травинки торчат,
Так похожи на новых, без годика —
Животами в лафет, хоть штаны обосрать,
Но стянуть к артиллерии! Матушка-мать,
Ты голуба-сестра… Подносить, заряжать.
Периодика.
С головою косичка упала к ногам,
Начертила по глине: пропали там.
Мать, сестрица! За что же?
Каким небесам?
Да подкрутит усы бомбардир-капитан:
— Ах ты, блядь!
И бежишь,
И вперед,
И бежишь,
И вперед,
И бежишь,
Как за пряником.
* * *
В осаде между кpеслом, полотенцем,
И пепельницей (до кpаев пуста),
Сижу напpотив чистого листа —
Садюга снова как слеза младенца.
А где-то существует сто, полста
И девочек прохладные коленца.
ТЕРКИН DEGRADE
Много трэша — мало каши.
Стих-варенье за щекой,
Перед Пасхой яйца краше
Ны куриною тоской.
Синеглазые девчата
Вверх по эскалато
Ru. И выпала ла пата
Из руки солдата.
Через месяц — отпуск. В мыле
До квартиры. Мать.
Бодро, четко, как учили:
— Есть!
— Пить!
— Курить!
— Спать!
Есть! Пить! Курить! Спать!
Полных суток — двадцать пять.
Через ме… Невыносимо!
Синеглазые, дразня.
У меня стрельнул две «Примы» —
Хорошо, что не в меня.
Закурил на мостовой
Рядовой со штыковой.
МУЗЫКА
Руки, руки уберите
От фортепиано.
Вас тут много, дети, дети,
А оно одно.
Это клавиша фасоль,
Это клавиша горох.
Тут диез, а тут бемоль.
Звуковой порог.
Изнутри живет Яга,
Витьеватые рога.
Кровушки напьется
И душой проснется.
Кто не выучил этюд,
Помните — Яга вот тут.
Ням, ням. Вот так срам —
Абрам.
Что мы скажем толстой маме
С серьгами, с кольцами?
У него такие пальцы
Были пианистские.
Он сейчас Яге в желудок
Пальцами колется.
Надо маме объяснять.
Может, и заискивать.
Дети, клавиши не трожь!
Лучше вам сейчас гармош
Ку из шкафа для вещей.
Дети, там живет Кащей.