ISSN 1818-7447

об авторе

Денис Бычихин родился в 1975 году в Хабаровске. Окончил философский факультет МГУ, кандидат философских наук (диссертация «Статус функциональной вещи в произведениях американского поп-арта 1961—1965 гг.: Эстетический анализ», 2002). С 2006 года живёт в Туле, сотрудник Тульского историко-архитектурного музея. Публиковался в журналах «Арион» и «СредА», в 2020 году вышла первая книга стихов «Слова и знаки препинания».

Страница в журнале «Дискурс»

Само предлежащее

Елена Михайлик ; Анастасия Романова ; Наталия Азарова ; Сергей Соловьёв ; Александра Шалашова ; Виталий Малыгин ; Дмитрий Смагин ; Антон Метельков ; Сергей Трафедлюк ; Денис Бычихин ; Владимир Попович ; Леонид Костюков ; Игорь Лёвшин ; Дмитрий Данилов ; Евгений Вольперт ; Алексей Чудиновских ; Карина Лукьянова ; Арсений Агеев ; Дмитрий Замятин

Денис Бычихин

Предметы, согретые именем

* * *

Праздник у Нины Петровны в раю.

Сегодня её творческий вечер.

Нина Петровна надевает то самое,

что хотела,

выглядит так, как хотела,

возраст тот самый, из плана.

Платье тюльпаном цвета тюльпана.

Перед большим рестораном стоит сцена.

В креслах все те, кого она так любила

как человек,

все близкие,

кого любила как автор,

поэты, начиная с Петрарки,

а может, Горация.

Когда Нина Петровна читает,

вокруг возникают вещи,

бо́льшие строк её, но связанные летуче.

И это лучше,

чем музыка фоном и видео на мониторе.

Ароматный со сцены течёт ветер

самой Истории

при чтении

самых удачных или

трудно доставшихся строк.

Все аплодируют

даже глагольным рифмам.

В бухте, которую видно со сцены,

корабль проходит над рифом,

пока эти строки звучат.

И на висках у читающей тающий холодок.

Плачет Петрарка, кажется, счастлив.

Слёзы в глазах лечащего врача.

Занавес.

Плачет Нина Петровна, сбывшись.

Завтра читает Пётр Васильевич.

Степь горяча.

Западу рукоплещет восток.

Нина Петровна идёт, возвращая предметам молодость, сквозь ветерок.

* * *

Слово веган

синоним слова человек

напечатанного большими буквами

шрифтом

известным будущему

и видимо прошлому

тем измерениям

где сочувствие

слово без пафосных коннотаций

технический термин.

* * *

Ломал хлеб и складывал на стол

для птиц.

И один из кусков стал распрямляться,

словно сопротивляясь,

возвращая форму,

мучительно растягивал поры,

словно дар может быть только широким,

и в этот момент

я буквально видел,

как сделан мир.

* * *

Многократные попытки тем и хороши,

что подтверждают

существование времени.

Время само по себе — попытка,

подаренная земле.

Что-то вроде билета домой,

положенного тайком в карман джинсов

путешественника.

* * *

Вера вроде мускулатуры, стоит её развивать.

Говорит настолько спокойный,

что кажется

прямоходящим памятником доверию.

Вокруг то ли Сочи, то ли горы Иверии,

то ли сон о важном,

под небом бронзовая листва.

 

Темно, но бывает полегче,

под стёклами выдыхаются стрелки,

и рёбра гудят иногда

среди длинной моей переделки,

настолько долгой,

что слышу

все памятники всех площадей.

Словно они для рифм,

словно для разных людей.

Посёлок Косая Гора

Мысль моя кружится, словно я сам

в детстве на велосипеде,

возле кинотеатра «Старт».

Возле бетонной лестницы

у выхода,

где мы нашли

кусок киноплёнки, десятки кадров

с женщиной за столом,

к финалу фрагмента она поднимала телефонную трубку.

Какое это было сокровище.

Инопланетный сигнал.

Возле забора с торчащим стеблем арматуры

и проёма, ведущего к хоккейной коробке,

над которой зимой пела взвесь снега

и пахло в раздельном загоне

для тренеров и команд.

Возле тех мест, которые вижу,

когда читаю о досократиках,

самых близких и самых белых

мыслителях.

Это даже смешно.

Вспоминать детство, кинотеатр «Старт»,

зиму,

когда читаешь о тех,

с кого начиналась европейская философия.

Только женщина перед

красным телефоном

всё ещё в ауре тайны.

* * *

Помилуй. Сложнее всего найти

начальное слово,

когда направляешься к этим воспоминаниям

о будущем.

Когда за словами — предметы спасения,

стеклянная чашка и скатерть с большими, как память, сердцами.

* * *

Идеальное действие на фоне времени,

на фоне неидеального знания,

на фоне прежних попыток,

на фоне того, что делает длительность,

на фоне боязни фона.

Идеальное действие,

словно падение в снег,

под иллюминацией всех галактик,

на фоне дыхания,

ставшего паром,

похожим на дерево, луковку древней лампы, храмовую пристройку.

* * *

Я лежу на кровати.

Кажется, я устал.

За пределами спутник, похожий на ледяной кристалл.

В джунглях мглисто и солнечно,

волос блестит дождя,

я устал узнавать в просыпающемся себя.

Признавать его право бояться

и ничего не знать.

После битвы с усталостью.

После всякого сна.

 

Мы сражаемся, слышишь, сражаемся.

Сыплется дождь брони.

Перед тем как проснуться, взгляни.

* * *

Там светились палатки

на пристани,

сувениры, сувениры, сувениры.

Поблизости развалины

античного храма.

Мимо вечером шли

теплокровные

мужчины и женщины

в бейсболках, куртках, шортах.

Запасались воспоминаниями,

сувенирами, сувенирами, сувенирами.

* * *

Слова не имеют значений.

Их формы -- с большого плеча.

Морозно. Вокзальные тени.

За снегом звезда горяча.

 

Как глупо, как, Боже мой, глупо,

что я собираюсь опять

какой-то обдумать поступок,

какое-то слово сказать.

 

В бездрожном твоём пармениде,

в ночном гераклите своём

когда-то и что-то я видел.

Глаза закрываю. Споём.

Краткая история чтения

Поначалу казалось, что всякий текст сакрален.

Точное соединение настолько абстрактных феноменов,

как слова,

внепредметных сущностей,

должно быть пронизано

высшей волей.

Это чувство усилилось, когда я начал

работать в редакциях,

и тексты не получались.

Заметки соседей по кабинету о новинках

московских издательств

или торгах на нью-йоркской бирже

представлялись соборами

логики, красоты, сверхсмыслов.

Потом,

будучи преподавателем,

я получал рефераты студентов,

эти комья цитат, инсталляции склеек,

Диснейленды буквенной тьмы.

Мне казалось, я слышу крики клавиатур

под пальцами гуннов.

Потом я смирился с тем, что слова

способны принимать разные формы,

клубиться согласием,

продолжая

быть

тем самым посланием.

Ясным в скрижалях

и призрачным в канцелярите.

Вы говорите?

Мы говорите.

В сущности, этот экзамен сдан.

Ждите.

* * *

Пиджаки в рубчик.

Рубашки прозрачные, словно ракушки.

Брюки, подшитые идеально.

 

Станут прошлым,

и только вода в бумажном стакане

снова покажет небо,

застыв.

 

Ты будешь смотреть на равнину с полями,

которые пашет

победный луч.

* * *

И когда нас спасли,

что-то тлело вдали.

Может, груда шинелей, может, прежняя эра.

Я взглянул на живот

и сказал: — Это вот

стало мастером преодоленья барьеров.

 

Мы достали воды

и среди молодых

перешли, наконец-то, границу.

Там, ты знаешь, в ночи

целый мир не кричит,

но союзным конвоем сочится.

* * *

К сожалению, философские категории для меня —

пластиковая имитация лепнины.

Я могу оценить мастерство штамповки,

красоту сочетаний.

Но постоянно слышу внутри вопрос:

как это выглядит в гипсе,

хотя бы в гипсе?

* * *

Читаю биографию Шопенгауэра.

Представляю написанное.

И не завидую, не понимаю, не чувствую.

Только жалею.

Как тот,

кому безъязыкая вера ближе

словесных за́мков

со мхом на камнях

в угасающем инее.

 

Предметы, согретые именем,

в комнате,

понимают меня.

* * *

Ещё в девяностые кто-то рассказал историю.

В Думе собрали лидеров фракций

на совещание.

В самом начале предупредили,

что речь пойдёт практически

о государственной тайне.

Попросили не разглашать.

Тогда из кресла поднялся рейтинговый политик

и сказал, что уходит.

Потому что не выдержит

и всё передаст журналистам.

 

Во-первых, это достойно.

Во-вторых, мне кажется, так же

многие замирают на пороге внутренней тайны,

чувствуют,

что разбазарят.

* * *

Далеко, в районе метро «Молодёжная».

В декабре 1993 года.

Шёл по слякоти совершенно счастливым.

Словно весь этот мир создавал Боттичелли

или весь этот мир получился,

чтобы он создавал.

Я запутался там

и узнал у смешливого парня

(их ведь видишь прекрасно, они помогают счастливым),

как дойти.

И потом вдруг спросил: «Тебе нравится Боттичелли?»

Тот сказал: «Я не знаю».

А я: «Ну, конечно. Но ты посмотри».

Всё сияло внутри, пока я шёл дальше,

и снег замирал на подлёте к земле,

и деревья держали пальцами

небо,

словно занавес.

Было такое чувство,

словно я этот вечер встречал как обещанный праздник.

Словно где-то ещё до визита сюда

мне сказали: «Открой этот файл с «Молодёжной»».

Я сказал им: «Зачем?»

Мне сказали: «Ты любишь Москву девяностых?»

Я плечами пожал: «Я не знаю».

И они рассмеялись: «Ну, конечно. Но ты посмотри».

Библиотека в курортном городе

Что с ними стало

со всеми

кто написал эти книги

эту

вот эту

и эту ещё

где они все

почему это больше не нужно

что-то такое над чем-то таким кружит

странно всё это

во всём что-то вроде интриги

* * *

Ты хорошо пытался

траншеей кучевой

пройти собой

и вообще надеялся

на звуки

измеренное пенье над тобой

расстёгнута сорочка

всех сравнений

и тот кто гений

ветвь мира как пиджак несёт над головой

и дождь его ведёт

прекраснорукий

куда-нибудь где кончились науки.

* * *

Я перестану, перестану,

но ты пойми.

Стоял наполненным стаканом

между людьми.

И всё казалось мне прозрачным.

И я блестел.

Но паспорт мой лежал на пашне.

Как ты хотел.

* * *

Как сумма всех моих ошибок

прочитанные книги

за спиной

лежат давно

макеты небоскрёбов

и полыхают уличным неоном

Бог знает что поют впотьмах поэты

прозаики стоят в дожде разверстом

сверкают в прорезиненных плащах

в обнимку с прототипами и ночью

спасибо вам но вот что снова важно

я рад что Месси лучше чем Роналду

я рад что наступает новый день

* * *

Поют на французском. И я ничего не понимаю.

Но поют прекрасно.

Господи, ведь так же

со всем остальным.

Твоими деревьями, селениями, кафе и ночами,

похожими на испытательные полигоны.

И даже с твоими посланиями.

Только музыка и хрипотца.

И я, способный различить исполнительское мастерство,

слышать высочайшую гармонию.

Но ничего не понимать.

Чудо в том, что перевод мало прибавит.

И это знаешь.

Перевод настигнет меня, как будни.

Поют на французском, словно бы сам пою.

* * *

На бицепсы колонн

ложатся те самые тени прозрачные.

Рассуждение, если оно вообще

для меня возможно,

гаснет на фразе:

это слишком красиво.

Выглядит галстуком перспектива.

Машины стоят в домах, закрывая прачечные.

Вращаемое сохнет.

Статуи сменили журнальными фотографиями

морщин в костюмах.

Пока этот текст длится,

лучше не верить Юму,

лучше, чтобы многое многое значило.

* * *

Встают из руин

материальны

и смотрят в долину

слова в которые верили

в которые верят

бегут по холмам звери

сияют спины

и это работа веры

глядящей сквозь тайны

 

стучащей ночами в двери

 

считающей все храмы

стоящими над долиной

стоящими над долиной

стоящими над долиной