ISSN 1818-7447

об авторе

Дмитрий Григорьев родился в 1960 г. Учился на химическом факультете Ленинградского университета, работал плотником, мойщиком стекол, оператором котельной, публиковался во всех основных самиздатских журналах Ленинграда. Автор книг стихов «Стихи разных лет» (1992), «Перекрестки» (1995), «Записки на обочине» (2000), романов «Последний враг» (1994), «Сторож ночи» (1996), «Господин Ветер» (2002). Живет в Санкт-Петербурге.

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Анастасия Афанасьева ; Дмитрий Григорьев ; Александр Дельфинов ; Демьян Кудрявцев ; Александр Уланов ; Шамшад Абдуллаев ; Марианна Гейде ; Георгий Балл ; Мария Галина ; Мария Ботева ; Михаил Нилин ; Андрей Грицман ; Сергей Завьялов ; Яна Вишневская

Дмитрий Григорьев

Ангел за красной кассой

* * *

Старые люди забывают,

пересчитывают деньги без толку,

никто никогда не умирает —

просто уезжает надолго.

 

Вороны уже привыкли

к бутербродам, яйцам и рису,

к спящим ангелам на могилах

в цветной шелухе тризны.

 

До небесного Иерусалима

трамвай каждый день летает,

монеты лежат на ладони —

рыбка серебряная, золотая…

* * *

Ты напрасно рассказывал мне,

о чёрных зрачках на его руках,

о том, как работает вечная касса,

сжимая че-лове-ка до че-ка,

день растягивая в день-ги,

 

ведь сказать уже нечего —

катится по ступеням пустой шприц,

и дорога размотана грязным бинтом,

дырка на вене становится ртом,

потом превращается в глаз,

 

а ступени ведут в кабинет,

где ангел за красной кассой

уменьшает словарный запас

от кифариста и бифуркаций

до тех мест, где тебя уже нет.

* * *

Брат мой сделал чёрное дело —

плывет по реке прекрасное тело:

Озирис в ящике расписном,

в деревянной лодке с хрустальным дном,

 

белые пятна заполнились красным,

река потемнела, солнце погасло,

бревна скользкие до тошноты

мне уже не связать в плоты,

 

а вода, густая как нефть, несёт

разлитый над полем заката йод,

и пьяный на пристани хрипло поёт

про какой-то чудесный плот.

РАБОТА (2)

Я пишу о глянцевых девушках в дорогих машинах,

о владельцах шикарных домов, о докторах, которые лечат всё,

они в костюмах, в галстуках, некоторые в очках,

мужчины умны, женщины красивы,

ну а если и некрасивы, то ухожены,

на мои вопросы отвечают внятно и уверенно,

а я смотрю на лампочку диктофона,

на маленькую чёрную коробку, куда

вместе с их голосами

пролезают случайные шумы:

звук машин за стеклопакетами,

разговор в коридоре,

иногда мелодия мобильника — мой-то выключен.

Иногда мне кажется,

что помехи за речью моего собеседника

важнее чем наш разговор,

но это мое личное мнение.

 

Иногда со мной приходит фотограф и снимает

на хороший аппарат,

а потом в фотошопе убирает родинки и морщины,

их лица становятся чище, чем в жизни,

женщины ещё моложе, мужчины ещё обаятельнее —

никаких следов времени,

они как боги — вечные

на глянцевых страницах,

правда, мне больше нравятся матовые фотографии,

однако это никого не касается,

мое дело — задавать им вопросы,

иногда у них уже есть наработанные ответы,

они повторяли их не раз перед камерами, перед диктофонами,

но я продолжаю записывать,

сохраняя отпечатки пальцев их речи,

чтобы потом перенести на бумагу,

вогнать в формат журнала,

окружить собственными фразами.

 

Иногда кажется, что на бумаге

говорят уже не они, а я их словами,

иногда я вкладываю в их уста собственные анекдоты,

придуманные мной истории,

но, как правило, у них много собственных историй,

ведь они хорошие собеседники,

иногда даже в ответ мне хочется рассказать что-нибудь о себе,

но вряд ли это будет им интересно.

СЛУШАЯ МОЦАРТА

Вот так у Моцарта — легко пешком

с цветным мешком, где только свет до края,

где Дед Мороз идет вразнос, а я читаю

стихи, на табуретке стоя перед залом:

мне восемь лет, меня по горло небо заливает.

 

Растаял снег, лишь по углам медведем белым

лежит, упавший в лужу дом мы все обходим,

вот так у Моцарта — легко пешком по краю,

сменяя шубу на пальто, сменяя время на потом,

звеня трамваем…

 

А я забыл стишок и слов уже не знаю.

* * *

Cтулья вдоль стены

стоят пустые,

чтобы сели все мои сны,

когда солнце остынет:

в кузнечном фартуке парень

с чёрным лицом,

рыбак в плаще,

похожий на тюленя,

девушка в сиреневом платке,

старик с голубыми глазами,

а пока они все на пристани

провожают меня, руками машут,

становятся всё дальше,

 

а стулья так и стоят —

потёртые сиденья,

длинный ряд.