ISSN 1818-7447

об авторе

Александр Бараш родился в 1960 году в Москве. В 1985—89 годах соредактор (совместно с Николаем Байтовым) ведущего московского самиздатского альманаха «Эпсилон-салон». С 1989 года в Иерусалиме. Член редколлегии журнала «Зеркало», куратор литературного сайта «ОСТРАКОН». Сотрудник Русского Отдела Радиостанции «Голос Израиля». Автор cтихотворных сборников «Оптический фокус» (1992), «Панический полдень» (1996), «Средиземноморская нота» (2002), «Итинерарий» (2009), автобиографического романа «Счастливое детство» (2006), публикаций стихов и прозы в журналах «22», «Зеркало», «Знамя» и др.

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Дмитрий Замятин ; Дмитрий Аверьянов ; Иван Белецкий ; Ирина Миронова ; Андрей Урицкий ; Ирина Котова ; Татьяна Бонч-Осмоловcкая ; Сергей Соловьёв ; Анна Репман ; Дмитрий Григорьев ; Ирина Машинская ; Артём Новиченков ; Илья Данишевский ; Андрей Рябой ; Сергей Шуба ; Екатерина Али ; Александр Бараш

Александр Бараш

Из цикла «Автоэтнография»

Каждое утро

1.

Каждое утро выстраивать свой мир заново

сосредоточиться на чем-то хорошем

и заблокировать все плохое

заморозить его на следующее утро

 

Например отношения с родными

с ними нет ничего общего

кроме того кровного глубокого

от чего невозможно защититься

 

Или выстраивание балансов

с отечественной литературой

Была могучим архетипическим дубом

под которым ходил на привязи

кот с академическими степенями

А потом от этого дуба

после серии заморозков и оттепелей

не связанных с сезонами года —

осталась только дубовость

2.

Каждое утро выстраивать свой мир заново

Пост-история Пост-поэзия

Просто посты в Фейсбуке

 

Пустота внутри которой что-то есть

Может быть — еще одна маленькая

еще меньшего масштаба

и ни с чем не связанная

пустота Но почему она пульсирует?

Хочет общаться

с такими же как она

Любил говорить про смерть

1.

Любил говорить про смерть

пока не приблизился к ней

с течением времени

 

Она не стала страшней

не превратилась в табу

Скорее наоборот:

оказалась будничней

потеряла драматизм

2.

Не взрыв не всхлип

А беззвучное погружение

в вечный обморок

 

Как тогда

на уроке физкультуры

на лыжах в Серебряном бору

Просто потом

не приходишь в себя

3.

Солнечный полдень

Немного пения птиц

Немного криков из соседней школы

Немного шума машин с дальнего большого проспекта

Много воздуха, прозрачного пространства

Из него выходят поколения

вслед за временем когда оно вышло

как из кафе — компании из-за соседних столиков

или одиночки из дома — за сигаретами

на соседнюю улицу

4.
Итри*

Укрепленная деревня на хребте холма * «Один из его военачальников, Цереалий, во главе отряда всадников и пехоты опустошал так называемую Верхнюю Идумею, сжег едва заслуживавшую названия городка Кафефру, на которую напал врасплох…» (Иосиф Флавий)

Иосиф Флавий пишет что один из генералов Веспасиана

добивавший очаги сопротивления на Иудейской равнине

когда основная армия уже вошла в горы по дороге к Иерусалиму —

взял эту крепостцу с первой атаки (На этом месте

пробел в тексте словно рот открытый в вопле или

образчик белого пепла) Отстроились

Жили еще почти 70 лет

(Сколько это поколений? Два-три Не так и

мало Примерно столько же было в России между

революцией 17 года и перестройкой — и казалось нам

вечностью) Потом закончилось еще раз

и навсегда (по крайней мере до сих пор)

Толстый слой пепла Недавно там нашли

монетку в полшекеля с надписью

«Первый год свободы Иудеи»

(Звучит красиво как девиз

из книжки про Павку Корчагина Лучше умереть

в одной позиции чем жить в другой)

Стены восстановленные до уровня человеческого роста

Внутренние дворы Тишина Много птиц  Почему-то

именно в этом месте много галок

Две на табличке над спуском в подземный ход Одна

рассматривает мозаику на полу виноградодавильни

Остальные заняты делами меньше связанными с археологией

Сядешь в тени в углу

на одну из каменных скамей вдоль стен — и

чувствуешь себя вставленной на свое место

фигуркой пространственно-временного пазла

Может быть поэтому так тяжело — слишком близко —

зияние той катастрофы которая здесь случилась

Весь этот музей

вскрытая гробница под открытым небом

застывший зевок ужаса

озвученный детскими криками

веселого семейного похода в уик-энд

аттрацион с подземными ходами

и питьевыми фонтанчиками —

грамотная цивилизованная реконструкция

перехода жизни в смерть и обратно

и еще много-много раз туда и обратно

*  *  *

Погружаться в будущее как археологи в раскоп

на месте грядущей автостоянки у супермаркета

Сначала снять асфальт ежедневного настоящего

Отбойные молотки бульдозер куски асфальта

похожие на усохшие ноябрьские облака

или на окаменевших медуз на мокром песке

совсем рядом с родиной —

полосой прибоя

 

Потом слой прошлого Пара фотоальбомов

в обнимку с теми на кого тяжело смотреть

Ждут момента когда связь между нами

окончательно порвется и они весело

с праздничным чувством освобождения

прокатятся в гремящем мусорном баке

в свое несуществование

 

И наконец упираемся в скальную породу

Там больше ничего нет Но будет:

можно заливать асфальт для автостоянки

просторной и гладкой как стадион

с поземкой и ледовыми дорожками

для мертвых душ

*  *  *

Города с долгой историей

уходят на много этажей вниз  Новостройки

поднимаются симметрично вверх  Ось симметрии —

на уровне взгляда живущих на этот момент

 

Для постороннего любопытного взгляда

для археологов глядящих в прошлое

архитекторов смотрящих в будущее

туристов глазеющих на места старых катастроф

(пожары побоища наводнения)

для взгляда со стороны

ось симметрии — на уровне перехода

времени в пространство: вот в этом слое

черепков костей обручальных колец игрушек

 

Иногда он довольно тонок

как полоска на дверной притолоке

между двумя карандашными линиями

отмечающими как ребенок вырос за год

*  *  *

Внимательно-рассредоточенное пребывание в себе

на границе окружающего словно на берегу моря

или на пустом перроне — чистый промежуток времени

между смещениями в пространстве

 

Первое погружение было кажется в детском саду на даче:

чем-то заболел лежал весь день у окна в пустой комнате

и медитативная тягостность была каплей меда

сползающей с края блюдца на потертую клеенку

 

Возможно это единственное что не смертно потому что

в ином измерении по отношению к шкале «живое-мертвое»

Полусон  Слова наполняющие мотив как солнечный свет комнату

счастье быть с собой вне зависимости от движения времени