ISSN 1818-7447

об авторе

Инга Кузнецова родилась в 1974 году в Краснодарском крае, выросла в академгородке Протвино (Московская область), живет в Москве и Протвино. Закончила факультет журналистики МГУ, в аспирантуре изучала философию. Работала редактором в московских журналах и издательствах, литературным обозревателем «Радио России»; ведет студию литературного развития для подростков. Публиковала стихи и рецензии в журналах «Арион», «Волга», «Дружба народов», «Знамя», «Интерпоэзия», «Октябрь», «Новый мир» и др., первую книгу выпустила в 2002 году. Лауреат молодежной поощрительной премии «Триумф» (2003) и Малой премии «Московский счёт» за лучшую дебютную книгу. В 2010 году представляла Россию на X Международном ПЕН-фестивале в Нью-Йорке; участвовала как поэт и переводчик в совместном русско-американском проекте Bookwings в 2012 году. Стихи переведены на английский, французский, польский, китайский, грузинский языки.

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Василий Бородин ; Ирина Шостаковская ; Инга Кузнецова ; Денис Макаров ; Дмитрий Королёв ; Виталий Зимаков ; Александра Киселёва ; Александр Малинин ; Марианна Гейде ; Мария Ботева ; Фаина Гримберг ; Алексей Кияница ; Влад Тупикин ; Валерий Вотрин ; Василий Кондратьев

Инга Кузнецова

Клаустрофобия любви

* * *

мозг обнаруживает лакуны

в дебрях

бред деррида лакана

всё же правда

она стеклянна

пристальна и наклонна

 

мозг обнаруживает лагуны

затонувшие шхуны

водоросли

лангусты

всё прозрачно а воздух густо

каждая в нём авгу́ста

 

мозг обнаруживает затоны

мозг обнаруживает таверны

ты так смеёшься

над шуткой скверной

ниже хоть на полтона

 

всё чудесное не-

знакомо

всё прекрасное бес-

полезно

плеск

или падающий набок лес но

ты ведь не дом

и дома

* * *

когда

кроманьонцы сталкивались с неандертальцами

из-под низких лбов

из-под дуг ландшафтных

с поросшими лесом обрывами

выбивался огонь

плавились женщины с чистыми лицами

бёдрами плавно-рыбьими

в этих случаях мы

используем термин «любовь»

 

будем точны

нам нужны действительные основания

ржавый ельник мохнатых рук

беззащитное смуглое

хриплые крики

запахи снов утренних сов

снования

выпуклое и впуклое

 

что

мы

здесь

найдём из этого первоначального

дело наше

родители вымерли

завалило в пещере

мы гуляем голые в манной каше

выйдя из поля зрения

сыновья и дщери

добываем огонь

воображаемым трением

* * *

выбита из поколенного сустава

стою позади состава

поезд тронулся

я стою как дорожный столб

забуряюсь в слово простое «стоп»

зарываюсь в землю в которой торф и аммониты

цве́та крови

богаты жестоки и знамениты

здесь лежат последние гоминиды

пусть мой выбор глуп

но уже изменяю среду своего обитанья

медленно по миллиметру

с упрямством растенья

отключив электропитанье

на чистом терпеньи

буду вглубь

* * *

слезоточивый газ отечества

сквозь видимые миру слёзы

вдыхает землемер без отчества

а кто-то ждёт условной прозы

приобнимая знак берёзы

 

когда деревья были длинными

когда рубились топорами

мы тоже были за былинами

росу курили а порами

дружили с сакурами в раме

 

когда б варилось в чистом космосе

родного дедушки платона

всё что взорвётся в нашем уксусе

китовом узусе планктона

кричала б ниже на полтона

 

про что я други про сближение

и разбегание галактик

не называйте поражение

одной из эффективных практик

«вставайте труп подпишем актик»

* * *

ты виноград оплетающий

ничего не несущую стену

тень разорванная бомбёжкой

кошка

 

ты это вьюн обвивающий

вывороченную ограду

кошка пунктирно бегущая

краем взгляда

 

ты оператор снимающий

эту сцену

ты знающий цену

всему комковатый продюсер

запутавшийся с дедлайном

 

ладно

пока ты не падаешь

лети авиалайнер

ладно

пока прорастаешь бежишь и снимаешь

* * *

это всё

неубедительно

кто-то выбрал

эту спущенную петлю

эту паутину

эту традесканцию

эту трансценденцию

эту горечь

этот климат

это медленное люблю

эй электрик климт

подключи подстанцию

актёрам не раздеться

если бы

здешний первобыт

первобатарей

ржавых как ружьё

был не тупиковый

был не ледниковый

сны мои

не шуршали листьями

у выбитых дверей

не мелькали лисьими

ранеными спинами

просто были синими

* * *

клаустрофобия любви

антропология тщеты

на леску ласки не лови

ведь я совсем не ты

меня в поля зовут грачи

меня на стол кладут врачи

а если ты и врач и грач

тогда лети-лечи

а если жнец ты и палач

тогда подай мой светлый плащ

лежи тогда мой друг и плачь

беги тогда кричи

* * *

какой же смысл следить за новостями

пределы тупиков известны наперёд

вся телебашня выстлана костями

но каждый трупик врёт

что ангел он

а рот его разорван

таким насилием с такою прямотой

что моты дней немотствуют подзорно

ботинки умоляют «стой»