ISSN 1818-7447

об авторе

Рамиль Ниязов родился в 2001 году в Алматы. Окончил Открытую литературную школу Алматы (семинар Павла Банникова), в 2019 году вошёл в длинный список Премии имени Аркадия Драгомощенко. Публикуется в Интернете.

Полутона

Votum separatum

Рамиль Ниязов ; Владислав Декалов

Не нов для мира, однако не част для постсоветской территории тип исповедального поэта с левацкими наклонностями. В стихах Ниязова меня подкупает способность к ностальгии по никогда не бывшим (с тобой) временам и местам. Такая фантомная ностальгия есть способ почувствовать свою отдельность, проявить границу между собой и вездесуще господствующей идеологией. Эта ностальгия наполняет зазор между твоей жизнью и правящим языком как лирический газ, превращающий солдат, подданных и любых потребителей власти в поэтов.

Ниязову важна напряжённая оппозиция между несбыточным (утопией) и сбыточным (товаризуемым). В его стихах личное стремится стать политическим и наоборот, вполне в духе французской весны 1968-го, которая так и не наступила во многих обществах и странах. Поэзия как вопросительное прикосновение утопического к личному. Личная драма в публичном поле, без которой невозможно желание перезагрузки мира. Пронзительная невозможность быть «здесь» и обладать «этим» отправляет поэта и нас в лирический пробел между заявленной сценой и действующим лицом.

Героя этих стихов фрустрирует форсированное построение легко усваиваемой национальной идентичности из шлакоблоков советского массового сознания. «Расстрелянные рабочие» могут показаться стилизацией или перебором, если не знать недавних политических реалий Казахстана, где в Жанаозене была расстреляна демонстрация бастующих, а лидер профсоюза запросто может попасть в тюрьму за свою деятельность.

Ниязов работает с ненормативными пробелами, этими декларативными поцелуями утопии в личном тексте. Работа с пробелами предполагает чтение стихов именно глазами, с листа/экрана и делает наглядной разницу между чтением и письмом. Ритм графических пустот выводит наше восприятие стиха из автоматического режима. Авторские пробелы подвешивают всё, что нужно, в белом непрозрачном воздухе страницы, буквально «записывая дыхание» (фиксируя поэтическое «задыхание»). И это оказывается способом передать любовный конфликт между личным и политическим.

Алексей Цветков-младший

Рамиль Ниязов

#qazaqkoktemi

*

Медине

#qazaqkoktemi приходит беременная.

 

пока они судят беременных участниц первомайских митингов,

мы спорим

пражскую или арабскую

весну они имели в виду;

читаем украинских поэтов

и очень много боимся.

 

а koktem не спорит о нас —

 

она всегда была с нами,

она всегда нас любила.

 

мы просто забыли.

 

как первый гимн,

убитых оппозиционеров,

и расстрелянных рабочих;

 

как то,

 

что пик весны случается за мгновение до смерти,

когда она пылает багровым пламенем,

 

словно осенние листья, падающие наземь,

чтобы стать удобрением

для свежей и сочной листвы.

 

«разве фашизм не о том же?», — говоришь ты.

«но беременной Суинбике верю больше, чем бородатому Че, — говорю я. —

потому что мы не выбирали, хотим ли мы, чтобы за нас умирали.

 

поэтому прими своё наследство —

они не воскреснут, если ты от него откажешься.

 

и не перестанут любить».

*

Симе

через много лет

у тебя будут дети

дом

хороший муж

заботливый брат

и любящая семья

 

не бойся

революции не будет

 

а даже если

у нас будут деньги уехать

 

(мы не станем беженцами из моих репостов

и как говорил Д. во время прогулок от допов до дома

не развалим Европу)

 

у тебя всё будет

 

я это знаю

 

и очень этого хочу

 

— 

 

ты этого очень достойна

 

— 

 

а со мной

 

останется только язык

 

посмотри:

 

вот мой домик в баганашиле с розовыми стенами и зелёной крышей похожий на дом детства который с каждым годом становился всё более и более наполненным болью любимых которую мы не могли забрать себе и страхом оказаться неидеальными перед теми кто нам казался такими на который у меня будут деньги потому что мирные реформы прошли успешно и российские боевики не давят митингующих

 

вот дети на любовь к которым у меня есть сила которых мне не страшно отправлять умирать за правое дело потому что нет ничего лучше для отца знать что твои дети лучше тебя

 

вот жена которая простит мне всё и всегда потому что я люблю её счастье сильнее своего перформанса

(наша жизнь — это перформанс

но не перед теми людьми)

 

вот я который видит время ежемоментно умирающее и не хочет искать себе лучшей смерти а умирает вместе с ним

 

запомни

не слова

 

а мою любовь

 

словно блестящую брошку

которую никогда не надевают

от давнего друга

 

и положи в сундук

сувениров времён

когда мы переживали за сбыточное

 

и теряли

 

несбыточное

*

Денизу

                    Боже мой, как всё красиво!

                    Всякий раз, как никогда.

 

                              Леонид Аронзон

 

не думай о выживании

о сфальсифицированных выборах

о митингующих в рувд если всё равно не поедешь

о нашем прошлом

настоящем

и будущем

 

просто смотри

 

*

 

на сладкую темноту

 

*

 

   зелёные мягкие листья

 

*

 

на мокрые обволакивающие деревья

 

*

 

   фонари цвета луны

 

*

 

на шум автострады напоминающий прибой

 

*

 

не интерпретируй

не ищи новых смыслов

 

не отворачивайся

 

смотри

будто единственное что нужно делать в этом мире

 

это смотреть

 

на красоту

 

и стыд

 

и не понимать

как это может

   существовать

 

одновременно

*

Диме

когда  бежишь

задыхаясь

один на весь парк одним

 

   ветром

 

сердце умирает стук стук стук и рождается вновь впервые становится осязаемой и живой

 

ты становишься стуком и жизнью

 

дышишь сильнее и чаще как бы ни было больно хочешь вдохнуть весь весь весь

вдруг слышишь

 

голос

самодостаточный

и отдающий всего себя в ничейный воздух

 

— 

 

это не просто

 

    знать что мир не твой

 

— 

 

а ты — не его

 

вы — гости

в  братских  могилах   друг   друга

 

в которых

вас

 

   как на светском кладбище

 

похоронят

*

Насте Л.

и ты уйдёшь

 

   туда где от нас

отлепляясь

   как  то  что  мы  называем  судьбой

               сдирая кожуру из суеты

и любимых

   оставляет

мякоть

   познания  стенающая  от  боли  и  красоты

едет  в  такси  под  протестные  песни   по  молчанию  родителей  хотевших  лучшего  и родителей родителей хотевших лучшего выбравших рай а не родину мою  го́рода названного  своим  туда

  

где  будут  другие 

   такие  же любимые

  такие же суеты

 

они  не  скажут  тебе  новое как ты не понимаешь твоя любовь это всё что нам было нужно твоя любовь это всё и всё

   а мякоти

мало 

    всего

она

    хочет

ничего       но.               знай

 

что бы с нами ни стало

 

   я навсегда остановлю этот момент

 

где я любил тебя

 

без начала и конца

*

Серёге

кто  те  девушки  из  попсовых  песен  которые  мы  поём  на  слёте  лидеров  детских  и юношеских  организациий?

 

хотели  ли они  стать  всепринимающим морем     или     замко́м    от   российского запуска ракет

 

(образы это или нет?)

 

творили ли знают ли сами      кем  стали?         Та    девушка

у которой он    спрашивал

 

эти    ночи  в    крыму    теперь     кому?

 

знает  что  она 

 

точка  соприкосновения

 

протестных хипстеров  и  алматинских подростков?

 

точка    начала    

 

                   любви и понимания? (такой могла быть любая из сотни других посвящений но тогда была именно она)

 

растворённая  в  пространстве  и  времени  —

 

(и так ли уже важно    

 

          где эти ночи

 

и что там было?)

 

/

 

та     к     которой     всегда  обращаюсь  в     любом      тексте

 

вспомни моё лицо

 

тронь его мысленно ладонью пока оно принадлежит только тебе пока мои сообщения не разобрали на цитаты а чувства не стали достоянием общественности

 

пока из меня не сделали образ

 

           и  почувствуй.                        как оно         

 

распадается                                      на текст          

предложения                                     слова

 

слова                        слова               слова

 

              

      буквы                                            буквы

        точки                                          точки

                                  точки

точки

                       -

/

 

это произойдёт и с тобой

 

/

 

схвати меня за жирные волосы

 

сожми словно в последний 

 

пока мы    не стали       историей

 

                         и

 

п. о. к. а.            э. т. и.             с. л. о. в. а.

 

       п. р. и. н. а. д. л. е. ж. а. т. 

 

только.                   

 

Нам.

*

Лоле

иногда                            мне                         снится                              тот дом                            мне больше не снятся сны                      наш                   дом                который                мы        представляли      когда думали      о   будущем   а не             о настоящем     мне больше не снятся сны        наш дом    стеклянный            широкий   стол         где         каждый    наш    друг      равноудалён       равно близок         друг    к       другу             мне больше не снятся сны        где     А.     не     говорит              ты      друг       Б.       а     Б.       не говорит            обратного        мне больше не снятся сны        где            мы              уже     знаем      что должны          иметь                             амбиции       но      ещё      не   заставили     себя   поверить       в них         чтобы            кормить       родителей           которые       уже           заставили        а    потом    себя             потому что        уже поверили     мне больше не снятся сны            выбирая                    между        паранойей     что      те                                  политические                группировки       которых        поддерживает                   другой         убьют   всех                    твоих    любимых        и       самыми    дорогими     людьми       вторые               оказывались           важнее       мне больше не снятся сны              где  у        тебя   есть       живые         доказательства         любви       а     не  только   бумага          мне больше не снятся сны            где           ты           обнимаешь                                      любимых                и              ещё                         не                     знаешь                          что                           они               уже          были                           ранены                              и                      отпустили           тебя        но    ещё    не                                сказали                              об                                                                                                         этом                     

мне больше не снятся сны мне больше не снятся сны  мне больше не снятся сны тот дом это метод психотерапии активное воображение его не существует  мне больше не снятся сны я взрослый и беру ответственность за свои действия мне больше не снятся сны я часто ранил людей и использовал их чтобы получать энергию для письма потому что зависим мне больше не снятся сны я смирился с тем что люди уходят и ваше расставание не заканчивается обязательно хорошо есть люди которым не нужно твоё раскаяние мне больше не снятся сны я взрослый мне больше не снятся сны я взрослый мне больше не снятся сны я взрослый мне больше не снятся сны я взрослый я взрослый я взрослый   

P.S.:

Насте Галеевой

если сфотографировать каждую

агитационную листовку исполняющего обязанности

президента Республики Казахстан

 

получится портрет этого города

 

где стеклянные высотки

будут рядом с деревянными времянками

 

я так делал однажды

когда фотографировал объявления о пропаже подруги

 

она хотела стать искоркой в каждом человеке

а чего хочет президент?