ISSN 1818-7447

об авторе

Евгений Сильман родился в 1969 г. в Туле. С пяти лет жил в Брянске. Учился в Московском институте стали и сплавов. С 1999 года в Израиле, в Иерусалиме. Работал программистом, геодезистом. Ранее не публиковался.

Votum separatum

Дмитрий Воробьёв ; Евгений Сильман

Лирический тахеометр*

Кафе в квартале Старый Катамон в Иерусалиме. Кофе «боц» (на иврите «грязь», это когда молотый кофе заливается еще пузырящимся кипятком, получается крепко), листы со стихами на белом столике, вперемежку с листками эвкалипта. Автор стихов: Евгений Сильман, возраст — между тридцатью и сорока, работает геодезистом (по исходной профессии математик). Общий эстетический настрой: Эллиот, Паунд (вынимает из наплечной сумки оригинал по-английски, с закладками). По приезде в Иерусалим (в начале двухтысячных) некоторое время провел в йешиве. В его собственных текстах, на русский литературный вкус, больше, чем для названных традиций, ощутима «комбинаторность». Она может быть проявлением ученичества или манипулятивности. В то же время в талмудической традиции логические конструкции и вычисления (например, гематрия) являются ключом к познанию мира, усилием к тому, чтобы максимально точным и достоверным образом двигаться к сути, и тем — служить высшему, создавшему этот мир. * Тахеометр — геодезический прибор для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов. Используется для вычисления координат и высот точек местности, выносе в натуру проектных решений и т. п. Продуктивно и в буквальном смысле слова натурально, когда такая «комбинаторность» соединяется с оригинальной метафизической географией: прямотой, жесткостью и «светлой ямой» Израиля, «метафизическим астигматизмом» наложения перспектив. В стихотворениях Евгения Сильмана, которые отобраны для TextOnly, есть возможность увидеть это в причинах и атмосфере стихотворений. Специфическая как бы опустошенность субботнего утра (выпадение из функциональной жизни). Интенсивность света и интенсивность — режущая — тени (Иерусалим, среди прочего, уникален климатически: всего лишь одно из самых солнечных и, в то же время, лишь одно из — самых дождливых мест на Земле, но при этом такого же совпадения числа солнечных дней и количества осадков больше нет нигде). Постоянное переживание соотношения «земля-небо», чуть ли не в каждом стихотворении ощущение, выяснение — этих отношений. Инженерная геодезия, в своем роде. Определение на местности, цитирую по энциклопедии, «основных осей, границ… и других характерных точек», выявление «отклонений объекта от проекта».

Смотри, какая кругом пустота,

как легко дышать,

как легко идти сквозь дома, деревья, людей,

как легко идти сквозь них.

Как будто их нет.

Или нас нет.

Александр Бараш

Евгений Сильман

Стихи

Пейзаж

место успокоения камней

 

лежащие на земле

отражаются в небе

 

отражения отбрасывают тени лежащие на земле камнями

 

тяжесть

спокойствие

 

между камнями и камнями

ветер

 

тела и их тени заключают картину

в скобки

Показания

1

 

весной я часто видел его

он сидел на скамейке

солнце

медленно кружило вокруг него

его тень

укорачиваясь

отмеряла время оставшейся жизни

и

пересекая её

я снимал со своего сердца

ещё один день

 

2

 

весной я часто видел его

он сидел согнувшись под тяжестью солнца

бесполезный

ненужный

ничего не имеющий

кроме тени

и

пересекая её

я снимал со своего сердца

все заботы

 

3

 

весной я часто видел

бесполезную скрюченную тень отбрасываемую тенью

уродливую тень на пути солнца

и

пересекая её

я желал её смерти

 

4

 

я сидел на скамейке

 

простая механика

 

пересечение тени с живыми

заканчивается разрывом и

пульсирующим — любовным —

истечением воздуха

в  расширяющийся мир

 

демонстрация этого правила

особенно уместна весной

Пустота

Смотри, какая кругом пустота,

как легко дышать,

как легко идти сквозь дома, деревья, людей,

как легко идти сквозь них.

 

Как будто их нет.

 

Или нас нет.

 

Смотри, как легко

на пустой зимней улице

спутать ту и эту

стороны

существования.

Молитва

ты знаешь

 

о ты знаешь к какой бесформенной глине тянутся эти нити

эти тонкие нервные нити

ты знаешь как лепить и обжигать и рисовать и покрывать лаком

и наполнять дыханием

и разбивать и играть черепками

 

но испытываешь ли ты боль

когда в сон о смерти вонзаются стальные искристые иглы

испытываешь ли ты боль о которой знаешь

 

черепки

черепки знания

черепки в земле черви на черепках

ты знаешь их тесные мысли о пище и боли

тебе ничего не нужно

ты знаешь их мысли

тебе не нужно ни боли ни пищи ни жизни

ты только знаешь

черепки

 

не склеивай

нас

заново

* * *

в мерцании листьев

от белого

до тёмно-зелёного

 

ты (о которой я ничего не знаю

и ничего никогда не узнаю

о которой я знаю лишь

наполненность этого мига)

 

по свету и тени

на свету и в тени —

 

твоё мерцание между

появлением и

исчезновением —

 

блеклый

дымный

запах

тоски

Суббота

утренние тротуары бесчеловечны

слишком велики слишком

просторны (почти

бесформенны) светлы и прозрачны

 

ещё нет границ

разрушительной силе любви

 

ещё нет направлений

 

одинокий путник плывёт

(назовём это: вверх) и свеча

для которой он — пламя

восковыми слезами стекает

в мою ладонь